рассматривается как процесс и результат усвоения систематизированных экономических знаний, призванный дать человеку понимание основных экономических законов и экономических преобразований, происходящих в стране; обеспечивающий усвоение терминов и понятий, с которыми человек встречается в повседневной жизни, развивающий интерес к экономическим проблемам и постоянному обновлению знаний, способствующий успешной жизнедеятельности в условиях многообразия форм собственности и организации производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Э.о. необходимо переориентировать с воспроизводства образцов прошлого опыта на освоение современных экономических методов преобразования действительности.
Система Э.о. предусматривает последовательный и непрерывный характер обучения, постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями из других областей наук.
Э.о. опирается на знания по истории, географии, граждановедению, информатике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам. Одновременное включение экономических знаний в программы большинства учебных курсов способствует углублению процесса познания и подготовке учащихся к жизни и труду в условиях рыночной экономики.
Образовательная область «Общество» (история и социальные дисциплины) предполагает наличие таких содержательных линий, отражающих экономические вопросы, как экономические законы, рыночные отношения в экономике, экономическая интеграция, разделение труда, экономическая сфера жизни общества, государственное регулирование экономики, многообразие видов предприятий, основные материальные потребности, экономические отношения, формы собственности, экономическая культура.
Образовательная область «Земля» раскрывает содержательные линии, освещающие экономические вопросы: географическое разделение труда, хозяйственное освоениерайонов, формирование современной структуры хозяйства, социально-экономические объекты, основные типы хозяйственной деятельности и их географические различия, современная культура хозяйства.
Образовательная область «Технология» содержит следующие содержательные линии: экономика семейного хозяйства, основы предпринимательской деятельности, условия продуктивности трудовой деятельности (овладение общими основами деятельности, общетрудовыми и специальными умениями, культурой труда и др.); создает предметную основу для практического применения экономических знаний и умений.
Разумное использование межпредметных связей способствует эффективности экономического образования учащихся. Оно позволяет:
а) объединить усилия педагогов различных учебных предметов в решении задач экономического обучения;
б) показать значимость и использование различных экономических явлений и законов в производстве и жизнедеятельности людей;
в) исключить дублирование в изучении экономического материала в учебных предметах, добиться идентичности в определениях и характеристиках экономических понятий;
г) согласовать во времени изучение отдельных экономических вопросов в системе общеобразовательных дисциплин и использование знаний в практической экономической деятельности на уроках трудового обучения;
д) сконцентрировать усилия педагогов различных предметов в формировании у учащихся экономически значимых качеств личности;
е) усилить практическую направленность экономических знаний, связав их с личной трудовой и экономической деятельностью учащихся, чему в значительной степени способствует производительный труд, организованный в учебных заведениях. Именно он позволяет включить учащихся в реальные экономические, общественные отношения, в мир труда, в сферу экономики, бизнеса, предпринимательства.
Лит.: см. Экономическое воспитание.
И.А. Сасова
256.95 кб
Высшее экономическое образование в США
В статье приводятся сведения о высшем экономическом образовании в Соединенных Штатах, получаемом студентами в различных типах учебных заведений.