представляет собой опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности, включающее, во-первых, познание системы объективных экономических законов и категорий, концепции перестройки и основанного на ней хозяйственного механизма; во-вторых, усвоение полученных знаний, их превращение в убеждения, навыки и умения (логические формы) мышления, мотивы деятельности; в- третьих, реализацию этих убеждений, навыков и мотивов в экономическом поведении.
Формирование Э.м. учащейся молодежи предполагает соединение достижений экономической науки, познания закономерностей развития производственной и социальной сферы с развитием общественных отношений, с воспитанием человека труда, занимающего активную творческую позицию в жизни.
Э.м. не только отражает объективный мир, но и во многом творит его. Этим оно отличается от простой суммы экономических знаний, которые могут пассивно храниться в головах людей, не получая практического применения.
Выработка Э.м., адекватного новому типу социально-экономических отношений, предполагает глубокое осознание существа всего качественно нового в жизни общества, критическое осмысление опыта прошлого, глубокое обобщение современной отечественной и зарубежной практики, преодоление многих сложившихся стереотипов мышления.
Формирование Э.м. – это процесс гармонического развития способностей, позволяющий личности эффективно проявлять себя в различных сферах деятельности (научно- познавательной, педагогической, предметно-преобразующей, коммерческой, общественно- политической и др.), выработать свой стиль поведения, определенные хозяйственные взгляды и интересы, в результате которых создается система обеспечения положительной результативности труда.
Принято различать следующие стили Э.м.Педагогический стиль Э.м. предусматривает: глубокое осмысление и прочное усвоение педагогами экономической теории для осуществления экономической подготовки учащихся; использование эффективных форм и методов обучения для успешного формирования Э.м. учащихся; включение экономического образования учащихся в процесс усложняющихся педагогических задач, позволяющих педагогам контролировать и корректировать творческий потенциал своей личности и Э.м.; овладение приемами педагогического воздействия (ораторских, организационных, управленческих) и сознательное использование добытых педагогических и экономических знаний для подготовки учащихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики.
Формирование педагогического стиля Э.м. включает в себя особенности учебной и практической работы. Учебная деятельность влияет преимущественно на формирование интеллектуальной активности в развитии экономического мышления (словесно- исследовательские, словесно-информационные и словесно-эвристические методы обучения), а предметно-практическая деятельность (практико-репродуктивные,
практико-эвристические, практико-исследовательские и предметно-преобразующие методы обучения) – на формирование социальной и хозяйственной активности педагогов.
Показателями сформированности педагогического стиля Э.м. могут выступать следующие интегративные совокупности умений:
1. Умение анализировать исходные условия, определять иерархическую совокупность целей.
2. Умение проектировать педагогический процесс, направленный на развитие Э.м. учащихся.
3. Умение практически реализовывать педагогический проект с использованием традиционных и инновационных форм и методов развития Э.м.
4. Умение анализировать и обобщать достигнутые результаты, выявлять неиспользованные возможности, корректировать процесс развития Э.м. учащихся.
Для коммерческого стиля Э.м. свойственны ориентация на относительно обособленное хозяйствование, без ожидания каких-либо обязательных заданий и ресурсов из центра; самостоятельное решение вопросов экономического поведения и ответственность за результаты и качество труда; особая бережливость, стремление рационально использовать все виды ресурсов (время, сырье, материалы, трудовые затраты и т.д.).
Коммерческий стиль мышления можно оценить с помощью таких показателей, как:
– уважение к труду и его результатам;
– сохранение и упрочение всех видов собственности;
– умение организовывать производство (в том числе школьное) и реализацию товаров и услуг с максимальной прибылью;
– умение проводить маркетинговые исследования, анализировать потребительские рынки и покупательское поведение, устанавливать цены на товары, определять методы распространения и продвижения товаров и т.п.
Управленческий стиль Э.м. предусматривает умения обучать, формировать коллектив, влиять на людей; понимание особенностей управленческого труда, творческого подхода; овладение основами самоменеджмента, обеспечивающего достижение поставленных целей и др.
Конкретными показателями управленческого стиля мышления являются:
– умение поддерживать дисциплину в коллективе, отдавать четкие распоряжения, высказывать свою оценку, поощрять за высокие достижения в труде;
– развитие деловых отношений, квалифицированная передача полномочий;– понимание форм и методов управленческой деятельности;
– регулярный анализ результатов своей работы и работы коллектива;
– создание в ученическом коллективе положительной атмосферы для учебы и труда;
– знание сильных и слабых сторон учащихся и др.
Предпринимательский стиль Э.м. определяется стремлением содействовать улучшению этических и моральных норм общества; предоставлением учащимся возможности реализовать себя; оптимальным удовлетворением запросов потребителей; умением организовать рентабельное производство в учебном заведении и рационально использовать полученную прибыль и т.п.
Доминирующие показатели этого стиля мышления:
– моделирование деятельности;
– обработка разных видов информации;
– оценка требований потребителей;
– активная рыночная позиция;
– стремление овладеть уникальными технологиями;
– ориентация в формах собственности, прогрессивных способах организации труда, ценообразовании, основах менеджмента, маркетинга и др.
Лит.: см. Экономическое воспитание.
И.А. Сасова
850.61 кб
Экономическое мышление и реальность
В статье предпринята попытка определения эпистемологического статуса философии экономики, её места в культуре и отношения к научному экономическому дискурсу. Й.