ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ рабочих на производстве

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ рабочих на производстве
. Под эффективностью профессионального обучения следует понимать содержание экономических показателей, характеризующих трудовую деятельность рабочих в результате подготовки, переподготовки и повышения уровня их квалификации.
Многолетние исследования показывают, что быстрое современное технологическое усложнение труда рабочих не сопровождается адекватным ростом их квалификации.
За последние 30 лет темпы роста уровня квалификации рабочих происходили в 2 раза медленнее темпов прироста технологического усложнения выполняемых ими работ. Такое отставание уровня квалификации рабочих от технологической сложности – явление настолько опасное, что мы еще полностью не осознали тех последствий, которые ожидают нас в условиях рыночных отношений, если не будут приняты решительные меры по улучшению качественного состава рабочих кадров.
Вот почему крайне необходимо в ближайшее время не только создать на всех предприятиях и объединениях опережающую систему непрерывного профессионального и экономического обучения рабочих, но и каждому руководителю и организатору обучения кадров научиться считать экономическую эффективность, получаемую предприятиями в результате повышения уровня квалификации рабочих.
Применение тех или иных форм обучения осуществляется на основе анализа показателей, характеризующих качественный состав рабочих и эффективность их труда.
К таким показателям относятся:
выполнение норм выработки в разрезе структурных подразделений, рабочих профессий и уровней их квалификации;
качество выполняемых работ по профессиям и квалификационным группам;
соответствие уровня образования и квалификации рабочих современному уровню квалификационных требований и технологической сложности выполняемых работ.
Порядок разработки и доведения перечисленных показателей до должностных лиц, отвечающих за качественный состав рабочих кадров, может определяться приказами, положениями, стандартами предприятий.
Опыт показывает, что практические работники предприятий, занятые организацией профессионального обучения кадров, испытывают трудности в процессе работы по определению показателей экономической эффективности, получаемой предприятиями от повышения квалификации.
Это приводит к тому, что в трудовых коллективах система профессионального и экономического обучения кадров не получает должной оценки и соответствующей поддержки хозяйственных руководителей.Экономическая эффективность профессионального и экономического обучения рабочих измеряется сопоставлением результатов обучения с затратами на систему обучения рабочих кадров, которые по своему характеру являются предварительными и единовременными расходами, производимыми до того времени, когда проявится результативность обучения. Эти затраты производятся на:
создание и использование учебно-материальной базы для обучения кадров; разработку и изготовление учебно-методического оснащения учебного процесса;
исследование, совершенствование и поиск новых форм и методов профессионального и экономического обучения рабочих;
оплату расходов учебных заведений государственной и отраслевой системы обучения кадров и оплату труда работников, привлекаемых к учебно-педагогической деятельности на производстве.
Экономическая эффективность, получаемая в результате приобретения дополнительных знаний, навыков и умений после обучения, определяется с целью:
определения влияния применяемых видов и форм обучения рабочих на основные технико- экономические показатели работы предприятия и учета этого влияния при разработке планов экономического и социального развития;
выявления наиболее эффективных видов и форм профессионального и экономического обучения;
оценки организаторской деятельности служб производственно-экономического обучения кадров и отдельных инженерно-педагогических работников предприятия.
Расчет экономической эффективности осуществляется на основе сопоставления технико- экономических показателей производственной деятельности рабочих до и после обучения.
Основными показателями экономической эффективности профессионального обучения рабочих являются рост производительности труда, годовой экономический эффект.
Применению основных показателей могут предшествовать и другие частные показатели эффективности обучения.
В методике следует учитывать такие показатели, как: снижение трудоемкости, относительная экономия (высвобождение) численности, прирост объема производства, экономия рабочего времени, экономия от снижения себестоимости продукции.
Задача организаторов профессиональной подготовки кадров состоит в том, чтобы обучение рабочих улучшило один или несколько экономических показателей.
Лит: Батышев С.Я. Профессиональное обучение рабочих на производстве. – М., 1967; Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.