ЕГИПЕТ

Найдено 1 определение
ЕГИПЕТ
Арабская Республика Египет (АРЕ), гос-во на С.-В. Африки и Ю.-З. Азии. Пл. 1001,4 тыс. км2. Нас. 55 млн. чел. (1989, оценка). Офиц. яз. — арабский. Столица — Каир. О просвещении в Е. в древнейший период см. в ст. Древний Восток. После завоевания Е. арабами (7 в.) в стране возникли и распространились мусульм. уч. заведения. В 10 в. в Каире был основан мусульм. ун-т аль-Азхар. Светские (частные и иностранные) и миссионерские школы стали основываться только во 2-й пол. 19 в. По существу, в стране было 2 системы уч. заведений: одна система для представителей имущего населения, другая — для осн. массы араб. народа. Распространенной была 4-летняя нач. школа, к-рую до революции 1952 фактически посещало менее 1/3 детей шк. возраста. Подавляющее большинство окончивших эту школу не могло продолжать образование.
В 1953—57 были приняты законы, заложившие основы новой нац. системы образования. По закону 1956 введено всеобщее обязательное и бесплатное нач. образование всех детей с 6 лет. В 10-летнем плане развития нар. образования (I960) на первое место выдвигалась задача ликвидации неграмотности и охвата всех детей 6—7-летнего возраста нач. школами. Декрет 1962 ввел бесплатное обучение во всех гос. уч. заведениях (от дошкольных до вузов). Посещаемость нач. школ повысилась с 65% в 1965 до 80% в 1970. Проводились меры по ликвидации неграмотности взрослого населения. К 1970 она составила св. 62% (90% в 1952). В 1979/80 уч. г. более 25% детей в возрасте 6 лет не имели возможности поступить в школу. В 1983/84 уч. г. 35% мальчиков и 48% девочек в возрасте от 6 до 11 лет не были охвачены обя-зат. обучением, 49% мальчиков и 27% девочек от 12 до 17 лет не продолжили образования. Остро ощущалась нехватка школ и учителей. В условиях высокого прироста населения (2,4% в год) росло число неграмотных, особенно среди молодежи. В 1976 61,8% взрослого населения было неграмотным, в 1986 -ок. 50%.
Современная система образования включает дет. сады, нач. 6-летние школы, подготовит, школы, старшие школы. Управление школами децентрализовано. Мин-во просвещения играет лишь координирующую роль и занимается вопросами планирования развития образования. В 1985 на нужды образования было выделено 5,2% ВНП.
Дет. сады предназначены для детей 4—5 лет. Большинство их частные, с высокой платой. В 1987/88 в дет. садах воспитывалось ок. 152,4 тыс. детей. Нач. школа 6-летняя, обязательная для детей с 6 до 12лет. В 1987/88 уч. г. в них обучалось 7035 тыс. уч-ся, работало св. 200 тыс. учителей. В 1987/88 нач. школами было охвачено 90% детей (100% мальчиков и 79% девочек). Существуют частные нач. школы. В нач. школе изучаются ислам (10,5% уч. времени), араб. яз. (31,4%), арифметика (19,2%), естествознание и гигиена, курс социального воспитания (с 3-го кл.), преподаются физкультура, труд, пение и музыка. Выпускники нач. школы могут продолжать обучение в подготовит, школе (дает неполное ср. образование, срок обучения 3 года); имеет 2 направления: общее и техническое. В программу подготовит, школы входят ислам, араб. яз., гигиена, история, география, обществоведение, иск-во, труд, пение, музыка, физкультура. В 1983/84 уч. г. в 3,5 тыс. подготовит, ср. школ (из них ок. 40% частные) обучалось 2 млн. уч-ся, или 55% детей от 12 до 15 лет. Старшая школа дает полное ср. образование (3 года). В 1983/ 1984 уч. г. их. насчитывалось 2 тыс. (ок. 50% частные), обучалось ок. 900 тыс. уч-ся, или 40% детей 15—17 лет. В 1987/88 уч. г. в ср. школах было 3123 уч-ся. На 1-м году обучения (10-й кл.) все учатся по единой программе: ислам, араб. яз. и лит-ра, 2 иностр. языка, история, география, курс знаний об араб. обществе, математика, естеств. история, химия, физика, иск-во, нац. воспитание, физкультура, практич. занятия. В 11-м и 12-м кл. уч-ся распределяются по двум отделениям: естественно-математическому и гуманитарному, где продолжают изучение ислама, араб. яз. и лит-ры (на гуманитарном отделении отводится больше времени), иностр. языков (на гуманитарном отделении больше часов), вводится курс социологии араб. общества.
Профобразование осуществляется на базе подготовит, школы в течение 3 лет в проф. уч-щах и центрах проф. подготовки, в ср. спец. уч. заведениях, а также в 5-летних техн. школах. В 1983/ 1984 уч. г. в системе проф.-тех. подготовки было 360 уч. заведений, в т. ч. 57% частных, в них обучалось св. 400 тыс. уч-ся.
В 1987/88 уч. г. в этой системе обучалось 901,3 тыс. уч-ся. В систему высш. образования входят ун-ты, а также ин-ты и колледжи со сроком обучения 4 года. Имеются также 2-летние ин-ты техн. подготовки, к-рые дают неполное высш. образование. В 1964/ 1965 уч. г. в вузах обучалось 149,3 тыс. студентов, в 1972/73 — 279 тыс. (в т. ч. 235 тыс. в ун-тах), в 1985/86-ок. 740 тыс. студентов. В 1987/88 уч. г. в вузах насчитывалось 790,4 тыс. студентов, в т. ч. 685,6 тыс. в ун-тах. Крупнейшие вузы (1989): ун-т Айн-Шамс в Каире (осн. в 1950; 10 ф-тов; 100,1 тыс. студентов), Каирский ун-т (1908; 26 ф-тов и ин-тов, 113,8 тыс. студентов), ун-т в Александрии (1942; 17 ф-тов и ин-тов; 92 тыс. студентов), мусульм. ун-т аль-Азхар в Каире (реорганизован в 1961; 11 ф-тов, 90 тыс. студентов; для подготовки в аль-Азхар имеется спец. система нач. и ср. школ), Амер. ун-т в Каире (1919; приви-легир. частное уч. заведение с 2,7 тыс. студентов), ун-т Хелуан в Каире (1975; 32,1 тыс. студентов); ун-т в г. Танта (1972; 40,1 тыс. студентов), политехн. ин-т Эль-Мансура (1957; ок. 2,3 тыс. студентов) и др.
Подготовка учителей для нач. школ осуществляется на базе подготовит, школы в 5-летних пед. уч-щах (все государственные). В 1987/88 уч. г. в пед. уч-щах обучалось св. 106,3 тыс. уч-ся. Подготовка учителей для ср. школ осуществляется в ун-тах и пед. колледжах в течение 4 лет. Имеется Нац. центр пед. исследований в Каире (осн. в 1972 при Мин-ве просвещения).
Лит.: Хасан Мансур Аб-дэль-Аль, Нар. образование в Араб. Респ. Египет, СП, 1974, № 4, с. 120—24; Арабская Республика Египет, М., 1990.
В. 3. Клепиков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ. ЕГИПЕТ И ГРЕЦИЯ

Асоян А.А.
Статья посвящена проблеме древних цивилизаций в глобальном мире.
Читать PDF

Случаи заболевания лихорадкой денге при посещении г. Хургада (Египет)

Сайфуллин Мухаммад Абдулфаритович, Ларичев Виктор Филиппович, Григорьева Яна Евгеньевна, Зверева Надежда Николаевна, Домкина Анна Михайловна, Сайфуллин Руслан Фаридович, Лапина Татьяна Сергеевна, Базарова Марина Викторовна, Вдовина Елена Тагировна, Козлова Майя Сергеевна, Сметанина Светлана Васильевна, Краснова Светлана Васильевна, Карань Людмила Станиславовна, Бутенко Александр Михайлович
В статье представлены 2 случая завоза лихорадки денге из г. Хургады (Египет), ранее не считавшегося эндемичным по данному заболеванию, на территорию Москвы. Представлено описание клинической картины, лабораторных данных.
Читать PDF

Организация учебного процесса в кадетском корпусе в условиях эмиграции (Египет, 1920-е годы)

Антошин А.В., Антошин В.А.
В статье анализируется деятельность российских военных педагогов в Египте в начале 1920-х годов. В центре внимания история функционирования Донского кадетского корпуса в Телль-аль-Кебире и районе города Исмаилия в 1920-1922 годах.
Читать PDF

Египет: рождения «Второй республики»?

Беляков В.
«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 4, с. 11-16.
Читать PDF

Египет: куда новый лидер ведет "Братьев-мусульман"

Кудрявцев Алексей
"НГ-религии", М., 21 апреля 2004 г.
Читать PDF

Египет: особенности переходного периода

Аксененок Александр
Читать PDF

Египет запретил деятельность «Братьев-мусульман»

Нетесова Юлия
«Смысл», М., апрель 2007 г., с. 56-57.
Читать PDF

Россия и Египет: перспективы есть, но для их реализации требуется время

Васильев А., Винницкий Д.
Читать PDF

Египет и арабский Восток на рубеже XX-XXI веков

Мамедзаде П. Н.
Статья посвящена роли Египта в системе международных отношений на Арабском Востоке на рубеже XX-XXI вв.
Читать PDF

Египет: влияние радикальных исламистских организаций и движений на социально-политическую ситуацию

Ёвкочев Шухрат
«Восток», М., 2007 г., № 6, с. 116-123.
Читать PDF

Демократия и исламизм в арабских странах (Алжир, Тунис, египет)

Долгов Борис Васильевич
В статье исследуются проблемы совместимости мусульманского мира и демократии в ее современном западном понимании.
Читать PDF

Россия и Египет: курс на сближение

Мохамед Абду Хассан Ахмед
Статья посвящена анализу внешнеполитического курса Египта после отстранения от власти Мухаммед Мурси в результате внутриполитического кризиса в июле 2013 г.