ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ
Свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Э. р. можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношений к тем или иным событиям и реалиям мира и др. Э. р. является объектом рассмотрения на занятиях по риторике и культуре речи.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ
это свойство речи, обеспечивающее её коммуникативную результативность, «достижение коммуникатором прогнозируемого результата» наиболее оптимальным способом. Под эффективностью речевого общения понимают «оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей» [Ширяев 1996: 14]. Э.р., её действенность, проявляются в различных формах. «Изменениям могут подвергаться вместе или по отдельности эмоциональное состояние читателей/слушателей, их поведение, знания о мире, отношение к тем или иным событиям и реалиям мира, наконец, их установки и личностные смыслы» [Иванов 2003: 789]. В отличие от других коммуникативных качеств речи, Э.р. можно оценить лишь после её произнесения или написания, проанализировав реакцию слушателей/читателей. В этом отношении понятие Э.р. сближается с используемым в психологии понятием успешности общения, «которая проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнёром <...> через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворённости путём гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами» [Куницына и др. 2001: 415], а также отчасти с более широким понятием хорошая речь — в трактовке Саратовской лингвистической школы (см. [Сиротинина 2001: 16—28]).
Э.р. обеспечивается соблюдением всех основных речевых компетенций, прежде всего языковых (см. Языковая компетенция), коммуникативно-прагматических (см. Коммуникативно-речевая компетенция) и этико-речевых (см. Этико-речевая компетенция). «<...> Речевые компетентности — основа эффективной речи, они оказываются её необходимым условием, поскольку эффективная речь требует, помимо того, коммуникативной мобильности и креативности, творческого начала» [Шмелёва 2011: 87].
Следует также иметь в виду, что «для каждого речевого акта существуют особые ситуативные условия успешности, которые должны считаться выполненными, если предложение употребляется как речевой акт в соответствии с некоторой своей основной функцией. Если это соблюдается, то возникает согласование между значением предложения и соответствующими ситуативными условиями успешности» [Конрад 1985: 355].
Лит.: Бирюкова С.П. Эмоциональные средства повышения эффективности прямого речевого воздействия // Психологические механизмы регулирования активности личности. Новосибирск, 2001; Вартанян М.В. Коммуникативные основы телевизионного монолога (некоторые аспекты повышения эффективности телевизионной речи): КД. М., 1985; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; КРРЭСС. М., 2003; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001; Леденёва С.Н. Методы психолингвистической оценки эффективности речевого воздействия: КД. М., 2004; Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов, 2001; Ширяев Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Шмелёва Т.В. Эффективная речь с позиции речеведения // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 12 (20). Красноярск, 2011. Джей Э. Эффективная презентация / пер. с англ. Мн., 1996
А.П. Сковородников
Э.р. обеспечивается соблюдением всех основных речевых компетенций, прежде всего языковых (см. Языковая компетенция), коммуникативно-прагматических (см. Коммуникативно-речевая компетенция) и этико-речевых (см. Этико-речевая компетенция). «<...> Речевые компетентности — основа эффективной речи, они оказываются её необходимым условием, поскольку эффективная речь требует, помимо того, коммуникативной мобильности и креативности, творческого начала» [Шмелёва 2011: 87].
Следует также иметь в виду, что «для каждого речевого акта существуют особые ситуативные условия успешности, которые должны считаться выполненными, если предложение употребляется как речевой акт в соответствии с некоторой своей основной функцией. Если это соблюдается, то возникает согласование между значением предложения и соответствующими ситуативными условиями успешности» [Конрад 1985: 355].
Лит.: Бирюкова С.П. Эмоциональные средства повышения эффективности прямого речевого воздействия // Психологические механизмы регулирования активности личности. Новосибирск, 2001; Вартанян М.В. Коммуникативные основы телевизионного монолога (некоторые аспекты повышения эффективности телевизионной речи): КД. М., 1985; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; КРРЭСС. М., 2003; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001; Леденёва С.Н. Методы психолингвистической оценки эффективности речевого воздействия: КД. М., 2004; Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов, 2001; Ширяев Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Шмелёва Т.В. Эффективная речь с позиции речеведения // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 12 (20). Красноярск, 2011. Джей Э. Эффективная презентация / пер. с англ. Мн., 1996
А.П. Сковородников
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.