ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ
Свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Э. р. можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношений к тем или иным событиям и реалиям мира и др. Э. р. является объектом рассмотрения на занятиях по риторике и культуре речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ
это свойство речи, обеспечивающее её коммуникативную результативность, «достижение коммуникатором прогнозируемого результата» наиболее оптимальным способом. Под эффективностью речевого общения понимают «оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей» [Ширяев 1996: 14]. Э.р., её действенность, проявляются в различных формах. «Изменениям могут подвергаться вместе или по отдельности эмоциональное состояние читателей/слушателей, их поведение, знания о мире, отношение к тем или иным событиям и реалиям мира, наконец, их установки и личностные смыслы» [Иванов 2003: 789]. В отличие от других коммуникативных качеств речи, Э.р. можно оценить лишь после её произнесения или написания, проанализировав реакцию слушателей/читателей. В этом отношении понятие Э.р. сближается с используемым в психологии понятием успешности общения, «которая проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнёром <...> через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворённости путём гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами» [Куницына и др. 2001: 415], а также отчасти с более широким понятием хорошая речь — в трактовке Саратовской лингвистической школы (см. [Сиротинина 2001: 16—28]).
Э.р. обеспечивается соблюдением всех основных речевых компетенций, прежде всего языковых (см. Языковая компетенция), коммуникативно-прагматических (см. Коммуникативно-речевая компетенция) и этико-речевых (см. Этико-речевая компетенция). «<...> Речевые компетентности — основа эффективной речи, они оказываются её необходимым условием, поскольку эффективная речь требует, помимо того, коммуникативной мобильности и креативности, творческого начала» [Шмелёва 2011: 87].
Следует также иметь в виду, что «для каждого речевого акта существуют особые ситуативные условия успешности, которые должны считаться выполненными, если предложение употребляется как речевой акт в соответствии с некоторой своей основной функцией. Если это соблюдается, то возникает согласование между значением предложения и соответствующими ситуативными условиями успешности» [Конрад 1985: 355].
Лит.: Бирюкова С.П. Эмоциональные средства повышения эффективности прямого речевого воздействия // Психологические механизмы регулирования активности личности. Новосибирск, 2001; Вартанян М.В. Коммуникативные основы телевизионного монолога (некоторые аспекты повышения эффективности телевизионной речи): КД. М., 1985; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; КРРЭСС. М., 2003; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001; Леденёва С.Н. Методы психолингвистической оценки эффективности речевого воздействия: КД. М., 2004; Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов, 2001; Ширяев Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Шмелёва Т.В. Эффективная речь с позиции речеведения // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 12 (20). Красноярск, 2011. Джей Э. Эффективная презентация / пер. с англ. Мн., 1996
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
115.58 кб

Эффективность речи преподавателя в классах изучения английского языка

Яньлин Чжан
Речь преподавателя основная составляющая занятий по английскому языку. Однако эта тема не является достаточно исследованной.
Читать PDF
177.52 кб

Эффективность обучения детей с нарушением речи по психолого-логопедической программе

Федотова Л. А., Соловьев А. Г., Симонова Н. Н.
Изучены психологические и психофизиологические параметры младших школьников с нарушением речи ряда общеобразовательных школ г. Архангельска.
Читать PDF
353.41 кб

Пути повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Дуева Т. И.
Рассматривается одно из направлений комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников формирование элементарных математических представлений.
Читать PDF
445.72 кб

Эффективность стратегии прогнозирования грамматических образов при аудировании иноязычной речи

Агеева Наталия Валерьевна
Восприятие и понимание звучащей иноязычной речи это сложная психическая деятельность, которая требует интеллектуальных усилий со стороны воспринимающих ее и провоцирует возникновение многочисленных психологических барьеров.
Читать PDF
543.65 кб

Интеграция как условие повышения эффективности развития иноязычной речи слушателей курсов «Языковая

Секаева Алла Кязымовна
В статье говорится об интеграции речевой и неречевой деятельности слушателей в рамках Малой школьной академии «Языковая мозаика» ступень «А» на базе Мордовского педагогического института им. М.Е Евсевьева.
Читать PDF
219.98 кб

Развитие связной речи учащихся национальной школы как одна из основных задач повышения эффективности

Тлехурай Марзета Касеевна
Сегодня перед национальной школой стоит задача повышения эффективности обучения русскому языку в целях обеспечения общения и практического владения русским языком учащихся. И эта задача является одной из основных.