Единое образовательное пространство
Единое образовательное пространство
территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.
Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.
Единое образовательное пространство
совокупность целей, норм, стандартов, требований, программ, учреждений, обеспечивающих заданный уровень процесса и результатов образования и широкий спектр образовательных услуг, различающихся масштабом территории (от страны в целом до отдельного общеобразовательного учреждения). Обеспечивается единством образовательных стандартов, цензов, способов, контроля, аттестации общеобразовательных учреждений. Образовательное пространство каждой территории должно обладать набором инвариантных и вариантных образовательных услуг. Реально Е.о.п. остается неоднородным и требует совершенствования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
территория (регион), на которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный(-ые) уровень(-ни) (стандарт) образова ния населения. Обычно государством устанавливается несколько унифицированных уровней образования:
обязательное школьное образование;
общедоступное бесплатное полное среднее образование (в некоторых странах начальное профессиональное);
бесплатное послешкольное (среднее и высшее) образование для ограниченного (как правило, в силу бюджетных возможностей) контингента желающих получить образование этого уровня. Доступность образования для молодежи, а также уровень образования населения (среднее время обучения) являются важными социальными показателями демократизма и развитости страны и ее системы образования. Идентичность требований образовательных стандартов для всех субъектов единого образовательного стандарта обеспечивает свободную миграцию обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание документов об образовании, что является положительным фактором в государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства выступает в качестве одной из приоритетных целей образовательной политики и деятельности органов управления образованием Российской Федерации.
обязательное школьное образование;
общедоступное бесплатное полное среднее образование (в некоторых странах начальное профессиональное);
бесплатное послешкольное (среднее и высшее) образование для ограниченного (как правило, в силу бюджетных возможностей) контингента желающих получить образование этого уровня. Доступность образования для молодежи, а также уровень образования населения (среднее время обучения) являются важными социальными показателями демократизма и развитости страны и ее системы образования. Идентичность требований образовательных стандартов для всех субъектов единого образовательного стандарта обеспечивает свободную миграцию обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание документов об образовании, что является положительным фактором в государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства выступает в качестве одной из приоритетных целей образовательной политики и деятельности органов управления образованием Российской Федерации.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Единое образовательное пространство
принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
принцип организации территории, в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования. В современных социально-экономических условиях представление Е. о. п., которое было сформировано в советский период, претерпевает существенные изменения. Проблемной областью современного образования выступает формирование и развитие Е. о. п., что связано с разграничением компетенций органов государственной власти и органов управления образованием, реализацией принципа вариативности в образовании и др. Чтобы система образования могла обеспечивать необходимое единство образовательного пространства, она должна строиться на следующих принципах: целостности; интегративности; коммуникативного взаимодействия внутри системы; информационной доступности; объединения образовательных ресурсов; адаптивности; ориентации на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса; открытости социуму. Формирование и развитие Е. о. п. требует создания ряда условий:
- определение стратегии развития и на ее основе – специфики образования с учетом рынка труда, запросов социума, возможностей сети образовательных учреждений;
- обеспечение усвоения государственных и региональных стандартов, на основе определенных методологических подходов и принципов;
- воспитание гражданских качеств, развитие социальной компетентности;
- обеспечение преемственности между ступенями образования, медико-социально-педагогического сопровождения при переходе от одной ступени к другой;
- создание возможностей для реализации способностей, склонностей, интересов школьников разного возраста посредством оптимизации сети образовательных учреждений разных типов и т. д.
- формирование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, повышение эффективности научно-методической и иной помощи педагогам и педагогическим коллективам и т. д. (Сидоркин Ю. М. Децентрализация управления – возможность развития // Университетское управление. – 2003. – № 4 (27). – С. 25–28; Глухова А. В. Проблемы интеграции образовательных систем в контексте диалога культур //Интеграция образования. – Воронеж. гос. ун-т. – 2005. – № 3. – С. 39–46). М. В. Бирюкова
- определение стратегии развития и на ее основе – специфики образования с учетом рынка труда, запросов социума, возможностей сети образовательных учреждений;
- обеспечение усвоения государственных и региональных стандартов, на основе определенных методологических подходов и принципов;
- воспитание гражданских качеств, развитие социальной компетентности;
- обеспечение преемственности между ступенями образования, медико-социально-педагогического сопровождения при переходе от одной ступени к другой;
- создание возможностей для реализации способностей, склонностей, интересов школьников разного возраста посредством оптимизации сети образовательных учреждений разных типов и т. д.
- формирование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, повышение эффективности научно-методической и иной помощи педагогам и педагогическим коллективам и т. д. (Сидоркин Ю. М. Децентрализация управления – возможность развития // Университетское управление. – 2003. – № 4 (27). – С. 25–28; Глухова А. В. Проблемы интеграции образовательных систем в контексте диалога культур //Интеграция образования. – Воронеж. гос. ун-т. – 2005. – № 3. – С. 39–46). М. В. Бирюкова
Источник: Глоссарий современного образования.