ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ

Найдено 1 определение
ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ
категории материалистической диалектики, отражающие связь, взаимозависимость и взаимопереходы явлений объективного мира. Для идеалистов и метафизиков решение проблемы единичного и всеобщего было всегда камнем преткновения. Они не видят, не понимают диалектического единства и противоположности единичного и всеобщего, их связи и взаимозависимости. Одни идеалисты (субъективные) отрицают всеобщее, превращая единичные явления в комплексы чувственных восприятий. Другие идеалисты (объективные) интерпретируют единичные явления как нечто неважное и несущественное, превращая всеобщее в продукт чистой мысли.
Диалектический материализм в противовес идеалистической философии прежде всего утверждает, что понятия единичного, особенного и всеобщего отражают реальные явления, определенные стороны объективной действительности. Объективный мир состоит из единичных явлений. Но эти явления существуют не изолированно, а в связи друг с другом. В силу общих источников происхождения, благодаря ряду одинаковых черт и внутренней взаимозависимости те или иные единичные явления объединены в группы, имеющие различную общность. Эту связь, общность явлений выражают философские понятия единичного, особенного и всеобщего. Так, например, отдельные растения и животные («единичное») объединены в соответствующие виды («особенное») и роды («всеобщее»). Каждое единичное явление природы, каждый предмет материален, и то общее их свойство, что они материальны, объединяет все явления в единое целое. Этим единым целым, «всеобщим», является природа, материя. В общественной жизни, например, каждая общественно-экономическая формация развивается по своим особым объективным экономическим законам, но в то же время все формации подчиняются и общим для них экономическим законам. Благодаря этим общим законам все формации связаны между собой, образуют единый закономерный мировой процесс развития общества.
Таким образом, единичное, особенное и всеобщее не изолированы друг от друга, а представляют собой различные стороны единого целого. Без отдельного, единичного нет и не может быть всеобщего – всеобщее существует лишь благодаря единичному, через единичное. Но и единичное, отдельное есть лишь часть общего и немыслимо вне связи с общим, с природой в целом.
Из этой объективной диалектики единичного и общего вытекают выводы, имеющие принципиальное значение. Если общее не существует вне единичного, то точка зрения идеалистов, отрывающих понятия, в которых выражается общее, от единичных реальных явлений и обожествляющих понятия как основу мира, есть мистика. Таковы, например, понятия у Гегеля. Если отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему, то все попытки прежних и современных субъективных идеалистов объявить общие понятия, например, понятия материи, пространства, времени, «пустыми» словами, лишенными объективного содержания, есть та же мистика. Понимание диалектики единичного, особенного и всеобщего также важно для логики и теории познания. «...Всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...» (Энгельс Ф. Диалектика природы. С. 185). Возводя единичное во всеобщее, познание раскрывает сущность, законы явлений. Например, положение «трение порождает теплоту» будет суждением единичности, так как здесь отмечается единичный факт. Положение «механическое движение переходит в теплоту» будет суждением особенности, переходом от единичного к особенному, так как здесь отмечается особенная форма движения, механическая, переходящая благодаря трению в другую особенную форму движения – в теплоту. И этот шаг означает углубление познания мира. И, наконец, положение «любая форма движения способна и должна превращаться в любую другую форму движения» будет еще более глубоким суждением, суждением всеобщности. Следовательно, единичное, особенное и всеобщее являются формами движения человеческих понятий, в которых отражается объективный мир, формами углубления познания, исторического прогресса человеческого познания.Большое значение имеет применение диалектики общего, особенного и единичного к практической деятельности работников профессионального образования.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.