ЕДИНАЯ ШКОЛА
ЕДИНАЯ ШКОЛА
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней – от низшей до высшей.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Единая школа
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ее ступеней – от низшей до высшей. Единая школа предоставляет учащимся установленный государством объём общеобразовательных знаний (в т. ч. базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей. Единая школа обеспечивает каждому учащемуся по окончании средней общеобразовательной школы право на продолжение образования, в т. ч. в высших учебных заведениях.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ЕДИНАЯ ШКОЛА
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ее ступеней от низшей до высшей; предполагает во всех типах образовательных учреждений единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, согласование учебных планов и программ различных ступеней обучения, одинаковый для всех уровень подготовки и единый набор обязательных учебных дисциплин. Тем самым создаются равные стартовые возможности для продолжения образования на его более высоких ступенях и обеспечивается свободный выбор будущей профессии.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ШКОЛА ЕДИНАЯ
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Ш. е. предоставляет учащимся установленный государством набор общеобразовательных знаний (в том числе базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей. Ш. е. обеспечивает каждому учащемуся по окончании средней образовательной школы право на продолжение образования, в том числе в высших учебных заведениях. Принцип Ш. е. означает, что для всех учебных заведений страны существуют единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, преемственность образовательных программ различных ступеней обучения, а также единая система управления образованием в стране. Ш. е. не отрицает, а предполагает наличие различных типов образовательных учреждений, а также своеобразие в построении учебных планов и программ, организации учебно-воспитательного процесса в каждом учебном заведении с учетом его местных особенностей (Каиров И. А. Педагогическая энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1969). Е. В. Коваленко, Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
ЕДИНАЯ ШКОЛА
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е.ш. предоставляет учащимся установленный государством объем общеобразовательных знаний (в т.ч. базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей. Е.ш. обеспечивает каждому учащемуся по окончании средней общеобразовательной школы право на продолжение образования, в т.ч. в высших учебных заведениях. Принцип Е.ш. означает, что для всех образовательных учреждений страны существуют единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, преемственность образовательных программ различных ступеней обучения, а также единая система управления образованием в стране. Е.ш. не отрицает, а предполагает наличие различных типов образовательных учреждений, а также своеобразие в построении учебных планов и программ, организации учебно-воспитательного процесса в каждом учебном заведении с учетом местных особенностей. Идею Е.ш. развивали И.Г. Песталоцци, теоретики неогуманизма (Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гурлитт) и др. Принцип Е.ш. реализован в США, во мн. странах Европы и др. В отечественной педагогике принцип Е.ш. сформулирован Ф.И. Янковичем де Мириево и оформлен в Уставе 1804, получив развитие в периоды экономических реформ 60-х гг. 19 в. и Революции 1905-07. Е.ш. уделено большое внимание в материалах Всероссийского съезда по народному образованию (1913-14) и в проекте реформы народного образования, разработанном под руководством П.Н. Игнатьева во время 1-й мировой войны. "Положением об единой трудовой школе РСФСР" (1918) в России создавалась единая трудовая школа из 2-х ступеней с обязательным и бесплатным обучением. Впоследствии структура школы постоянно менялась, создавались 7-, 9- и 10- и 11-летняя школы, Школы рабочей молодежи (ШРМ), Школы колхозной молодежи (ШКМ). Предпринимались попытки профессионализации 2-й ступени школы, создания фабрично-заводской 7-летки (ФЗС). Преемственность с высшими учебными заведениями обеспечивали рабочие факультеты. Как базовый компонент вводились начальное (1930), 7-летнее (1937), 8-летнее (1958), 10-летнее (1970-е гг.), 11-летнее (1984) среднее образование. В 2000 принята концепция и структура 12-летнего среднего образования. Закон Об образовании РФ (1992) также строится на принципе Е.ш. и предусматривает существование учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в которых реализуются преемственные общеобразовательные и профессионально-образовательные программы различного уровня и направленности.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЕДИНАЯ ШКОЛА
принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е. ш. предоставляет учащимся установленный гос-вом объем общеобразоват. знаний (в т. ч. базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей; принцип Е. ш. обеспечивает каждому учащемуся по окончании ср. школы право на продолжение образования, в т. ч. в высш. уч. заведениях. Е. ш. предполагает во всех типах уч. заведений единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, согласование уч. планов и программ разл. ступеней обучения, а также единую систему управления образованием в стране. Принцип единства не исключает, а, подразумевает наличие разл. типов уч. заведений и своеобразие в построении уч. планов и программ, организации уч.-воспитат. процесса, в т. ч. с учетом национальных, социально-культурных и др. особенностей.
В истории пед. мысли принцип Е. ш. стал составной частью крупных пед. теорий. Как принцип организации гос. системы нар. образования он рассматривался в дискуссиях нац. собраний в период Великой франц. революции (проекты Ш. М. Талейрана, М. Ж. А. Н. Кондорсе, Л. М. Лепелетъе де Сен-Фаржо). И. Г. Песталоцци, развивая идею единства школы, подчеркивал ее социально-этич. значение. Идею Е. ш. восприняли и теоретики неогуманизма. В кон. 19 в. теоретич. обоснование Е. ш. дали Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гур-литт и др. Кершенштейнер считал, что единства школы требуют интересы гос-ва. Всеобщее избират. право в демокр. гос-ве ведет к установлению образоват. минимума, необходимого для осуществления этого права, а расслоение школы по сословиям является грубым нарушением принципа гражданственности. Он также доказывал, что дифференциация шк. системы не исключает ее единства, а наоборот, всегда сопровождает принцип единства и находит в нем свое выражение. По мнению Наторпа, воспитание должно дать одинаковые возможности развития, т. к. все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики еще в большей степени, чем одаренные от природы. Гурлитт рассматривал Е. ш. с трех точек зрения: социально-экономической, воспитания, обучения.
В практику идеи Е. ш. были воплощены прежде всего в США, где школа наряду с общеобразоват. задачами решала сложную проблему сплочения выходцев из семей разных наций в единую амер. нацию. Со 2-й пол. 19 в. на принципах единства школы были перестроены шк. системы Австрии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции.
В отеч. педагогике принципы Е. щ. были впервые сформулированы Ф. И. Янковичеч де Мириево и затем оформлены в Уставе 1804. Предполагалось, что сеть уч. заведений страны (приходские, уездные, губернские уч-ща или гимназии и университеты) будет взаимосвязана. Цель обучения в каждой ступени была двоякой: подготовка к поступлению в следующую ступень школы и получение законченного образования теми, кто не желает или не может его продолжить. Требования всеобщности и доступности школы вновь зазвучали с переходом России к фундаментальным экон. реформам в 60-х гг. 19 в. Они усилились в период Революции 1905—07. В пост. Все-рос. съезда по нар. образованию (1913- 1914) содержался тезис об открытии свободного доступа в ср. уч. заведения детям, окончившим курс нач. школы (4 года). Съезд также подчеркнул необходимость четкой связи программ всех ступеней школы с переходом из нач. школы в последующие вплоть до университета. Первые попытки создания Е. ш. официальными органами в России предприняты во время 1-й мировой войны в проекте реформы нар. образования, разработанном под руководством П. Н. Игнатьева. По положению «О Единой общественной общеобразоват. школе», подготовленному Гос. к-том по нар. образованию при МНП Временного пр-ва (1917), структура единой школы включала: нач. уч-ще (4 года), среднее (4 года) и высшее (3 года). Высш. уч. заведения являлись ступенью Е. ш. Однако все проекты 19 — нач. 20 вв. не были осуществлены в силу социальных и материальных трудностей.
После Окт. революции «Положение об единой трудовой школе РСФСР» (1918) декретировало создание Единой трудовой школы из 2 ступеней (1-я — для детей 8—13 лет, с 5-летним курсом обучения, 2-я — для детей 13—17 лет, с 4-летним).
Посещение школы становилось обязательным, обучение — бесплатным. Вся система нар. образования от дет. сада до университета представляла собой одну непрерывную школу. Это означало, что все дети вступали в один и тот же тип школы и начинали свое образование одинаково, имели право достигать наивысших ступеней. По отношению к школе I и II ступеней декрет был в основном воплощен в жизнь, но при этом развился уклон в сторону классового принципа образования, отражавший общие социальные установки гос. политики и нанесший урон детям — выходцам из непролетарских слоев.
В последующие годы при неизменности принципов Е. ш. структура ее неоднократно менялась в соответствии с задачами развития общества. В 20-е гг. была введена 7-летняя школа (3 + 4), затем 9-летняя (3 + 4 + 2) и 10-летняя. Наряду с ними существовали школы рабочей (ШРМ) и крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ) как 4-летняя надстройка над нач. школой. Неоднократно предпринимались попытки профессионализации II ступени (превращения ее в техникум и пр.), создания профес-сионализир. фабрично-заводской 7-лет-ки (ФЗС). Преемственность с высш. уч. заведениями в ШКМ, ШРМ и ФЗС обеспечивалась через рабочие факультеты. С 30-х гг. было введено как базовый компонент сначала начальное (1930), затем 7-летнее (1937) и 8-летнее (1958) обязат. образование. В 70-е гг. декларировалась обязат. 10-летняя средняя Е. ш., а реформой школы (1984) — 11-летняя (4 + 5 + 2), но на практике проблема полного ср. всеобуча была поставлена преждевременно, учитывая мн. социальные, пед. и нравственные противоречия общества.
Всес. съезд работников нар. образования (1988) наметил демокр. пути построения Е. ш., предоставив школе право на творч. поиск и выбор организации уч.-воспитат. процесса. Новая стратегия строится на идее многовариантности моделей школы. Единая в своем многообразии средняя школа ставит своей целью единый уровень учебной и трудовой подготовки к взрослой жизни своих выпускников. Дифференциация общего образования осуществляется путем создания новых типов уч. заведений и организации наряду с ними в традиц. школах специализир. классов, факультативов и доп. занятий во внеурочное время.
Законом Рос. Федерации об образовании (1992) предусмотрено существование уч. заведений разл. организац.-правовых форм, типов и видов, в к-рых реализуются преемственные общеобразоват. и проф. образоват. программы разл. уровня и направленности. Обязат. минимум содержания каждой основной (общеобразоват. или проф. образоват.) программы устанавливается соответствующим гос. образоват. стандартом, включающим как федеральные, так и региональные компоненты.
Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917 — 1973, М., 1974; Гурлитт Л., Проблемы всеобщей единой школы, пер. с нем., СПБ, 1914; Иорданский H. H., Проблема единой школы, в сб.: Трудовая школа в свете истории и современности, под ред. М. М. Рубинштейна, М. -Л.
М. В. Богуславский.
В истории пед. мысли принцип Е. ш. стал составной частью крупных пед. теорий. Как принцип организации гос. системы нар. образования он рассматривался в дискуссиях нац. собраний в период Великой франц. революции (проекты Ш. М. Талейрана, М. Ж. А. Н. Кондорсе, Л. М. Лепелетъе де Сен-Фаржо). И. Г. Песталоцци, развивая идею единства школы, подчеркивал ее социально-этич. значение. Идею Е. ш. восприняли и теоретики неогуманизма. В кон. 19 в. теоретич. обоснование Е. ш. дали Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гур-литт и др. Кершенштейнер считал, что единства школы требуют интересы гос-ва. Всеобщее избират. право в демокр. гос-ве ведет к установлению образоват. минимума, необходимого для осуществления этого права, а расслоение школы по сословиям является грубым нарушением принципа гражданственности. Он также доказывал, что дифференциация шк. системы не исключает ее единства, а наоборот, всегда сопровождает принцип единства и находит в нем свое выражение. По мнению Наторпа, воспитание должно дать одинаковые возможности развития, т. к. все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики еще в большей степени, чем одаренные от природы. Гурлитт рассматривал Е. ш. с трех точек зрения: социально-экономической, воспитания, обучения.
В практику идеи Е. ш. были воплощены прежде всего в США, где школа наряду с общеобразоват. задачами решала сложную проблему сплочения выходцев из семей разных наций в единую амер. нацию. Со 2-й пол. 19 в. на принципах единства школы были перестроены шк. системы Австрии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции.
В отеч. педагогике принципы Е. щ. были впервые сформулированы Ф. И. Янковичеч де Мириево и затем оформлены в Уставе 1804. Предполагалось, что сеть уч. заведений страны (приходские, уездные, губернские уч-ща или гимназии и университеты) будет взаимосвязана. Цель обучения в каждой ступени была двоякой: подготовка к поступлению в следующую ступень школы и получение законченного образования теми, кто не желает или не может его продолжить. Требования всеобщности и доступности школы вновь зазвучали с переходом России к фундаментальным экон. реформам в 60-х гг. 19 в. Они усилились в период Революции 1905—07. В пост. Все-рос. съезда по нар. образованию (1913- 1914) содержался тезис об открытии свободного доступа в ср. уч. заведения детям, окончившим курс нач. школы (4 года). Съезд также подчеркнул необходимость четкой связи программ всех ступеней школы с переходом из нач. школы в последующие вплоть до университета. Первые попытки создания Е. ш. официальными органами в России предприняты во время 1-й мировой войны в проекте реформы нар. образования, разработанном под руководством П. Н. Игнатьева. По положению «О Единой общественной общеобразоват. школе», подготовленному Гос. к-том по нар. образованию при МНП Временного пр-ва (1917), структура единой школы включала: нач. уч-ще (4 года), среднее (4 года) и высшее (3 года). Высш. уч. заведения являлись ступенью Е. ш. Однако все проекты 19 — нач. 20 вв. не были осуществлены в силу социальных и материальных трудностей.
После Окт. революции «Положение об единой трудовой школе РСФСР» (1918) декретировало создание Единой трудовой школы из 2 ступеней (1-я — для детей 8—13 лет, с 5-летним курсом обучения, 2-я — для детей 13—17 лет, с 4-летним).
Посещение школы становилось обязательным, обучение — бесплатным. Вся система нар. образования от дет. сада до университета представляла собой одну непрерывную школу. Это означало, что все дети вступали в один и тот же тип школы и начинали свое образование одинаково, имели право достигать наивысших ступеней. По отношению к школе I и II ступеней декрет был в основном воплощен в жизнь, но при этом развился уклон в сторону классового принципа образования, отражавший общие социальные установки гос. политики и нанесший урон детям — выходцам из непролетарских слоев.
В последующие годы при неизменности принципов Е. ш. структура ее неоднократно менялась в соответствии с задачами развития общества. В 20-е гг. была введена 7-летняя школа (3 + 4), затем 9-летняя (3 + 4 + 2) и 10-летняя. Наряду с ними существовали школы рабочей (ШРМ) и крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ) как 4-летняя надстройка над нач. школой. Неоднократно предпринимались попытки профессионализации II ступени (превращения ее в техникум и пр.), создания профес-сионализир. фабрично-заводской 7-лет-ки (ФЗС). Преемственность с высш. уч. заведениями в ШКМ, ШРМ и ФЗС обеспечивалась через рабочие факультеты. С 30-х гг. было введено как базовый компонент сначала начальное (1930), затем 7-летнее (1937) и 8-летнее (1958) обязат. образование. В 70-е гг. декларировалась обязат. 10-летняя средняя Е. ш., а реформой школы (1984) — 11-летняя (4 + 5 + 2), но на практике проблема полного ср. всеобуча была поставлена преждевременно, учитывая мн. социальные, пед. и нравственные противоречия общества.
Всес. съезд работников нар. образования (1988) наметил демокр. пути построения Е. ш., предоставив школе право на творч. поиск и выбор организации уч.-воспитат. процесса. Новая стратегия строится на идее многовариантности моделей школы. Единая в своем многообразии средняя школа ставит своей целью единый уровень учебной и трудовой подготовки к взрослой жизни своих выпускников. Дифференциация общего образования осуществляется путем создания новых типов уч. заведений и организации наряду с ними в традиц. школах специализир. классов, факультативов и доп. занятий во внеурочное время.
Законом Рос. Федерации об образовании (1992) предусмотрено существование уч. заведений разл. организац.-правовых форм, типов и видов, в к-рых реализуются преемственные общеобразоват. и проф. образоват. программы разл. уровня и направленности. Обязат. минимум содержания каждой основной (общеобразоват. или проф. образоват.) программы устанавливается соответствующим гос. образоват. стандартом, включающим как федеральные, так и региональные компоненты.
Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917 — 1973, М., 1974; Гурлитт Л., Проблемы всеобщей единой школы, пер. с нем., СПБ, 1914; Иорданский H. H., Проблема единой школы, в сб.: Трудовая школа в свете истории и современности, под ред. М. М. Рубинштейна, М. -Л.
М. В. Богуславский.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия