ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Томас Джефферсон
1743-1826) третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Источник: История образования и педагогической мысли

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) ТОМАС (1743-1826)
американский государственный деятель, дипломат, просветитель. Президент США (1801-09). В 1774-1776 - член Континентального конгресса, автор проекта Декларации независимости, принятой 4 июля 1776. В "Билле о всеобщем распространении знаний" (1779) отражены взгляды Д. на образование. В 1814 разработал новый проект системы образования, который предусматривал после окончания начальной школы поступление в т.н. общую школу (2-я ступень обучения), имевшую 2 отделения - для школьников, проявивших склонность к ремесленным занятиям, и для учащихся, склонных к дальнейшему глубокому изучению наук. В последующие годы пытался осуществить демократические преобразования в Виргинии: создание системы всеобщего образования и принятие Акта об установлении религиозной свободы. Создал университет в Виргинии (открыт в 1825), ставший первым в системе университетов штатов. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЖЕФФЕРСОН Томас
13.4. 1743, Албемарл, — 4.7.1826, Монтиселло), амер. гос. и обществ. деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776, президент США в 1801—09.
На филос., социологич. и пед. взгляды Д. оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.
Движущей силой прогресса общества Д. считал систему обществ. образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отд. личностью и необходимое условие благосостояния гос-ва. Решающую роль в развитии просвещения отводил общеобразоват. школе, к-рая должна быть всеобщей, бесплатной, светской и обязательной для всех. В «Билле о всеобщем распространении знаний» (1779) были отражены взгляды Д. на образование. Он предложил 3-ступенчатую систему школ; в 3-летних бесплатных нач. школах учащиеся должны были помимо чтения, письма и арифметики овладевать ремеслами; в школах 2-й ступени, к-рые также должны содержаться за счет гос-ва, для наиб. способных предлагалось установить особую стипендию, а затем, в ходе 3-годич-ного обучения, выделить примерно треть из них для дальнейшего образования, предоставив возможности совершенствования в избранной специальности.
В 1814 Д. разработал новый проект системы образования, к-рый предусматривал после окончания нач. школы поступление в т. н. общую школу (2-я ступень обучения), имеющую 2 отделения: одно для тех, кто проявляет склонность к занятию с. х-вом и ремеслом, другое — для тех, кто склонен к глубокому изучению наук и продолжению образования в вузах.
Среди шк. предметов выделял историю, т. к. полагал, что знание осн. ист. фактов поможет разобраться в поступках людей, распознать опасность полит. честолюбия. Считал изучение иностр. языков полезным для тренировки памяти. Советовал овладевать языками в возрасте от 8 до 15—16 лет, причем особое внимание предлагал обращать на практику разговорной речи. Занимался проблемами нравст. воспитания, мечтал, чтобы молодые люди воспитывали в себе честность, правдивость, давал советы, как воспитывать у детей почтительность и уважение к старшим, умеренность, трудолюбие, гуманность и т. д.
Большое значение придавал внешк. образованию. При его участии в шт. Виргиния была создана первая публичная б-ка. В 1819 был утвержден предложенный Д. план организации Виргинского ун-та как светского уч. заведения. Д. принял активное участие в составлении уч. плана для ун-та, в подборе первых профессоров, написал для него один из учебников; участвовал также в разработке архит. проекта университетских зданий. Д. был первым ректором Виргинского ун-та (с 1825).
Твердо веря, что «свобода — перворожденная дочь науки», Д. постоянно заботился об улучшении дела образования в США. Просветительные идеи Д. нашли отражение в его труде «Записки о Виргинии» (1782).
Соч.: The complete Th. Jefferson, Fre-eport (№. Y.), 1943; The papers of Th. Jefferson, v. l—17, Princeton, 1950—65; в рус. пер. — в кн.: Американские просветители, т. 2, М., 1969, с. 5—145.
Лит. Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972; Севостьянов Г. Н., Уткин А. И., Т. Джефферсон, М., 1976; Honeywell R., The educational work of Th. Jefferson, Camb., 1931; W i 11 s e Ch. M., The Jeffersonian tradition in American educa-tion, N. Y., 1960. Л. Н. Гончаров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия