ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ
ДЮРКГЕЙМ Эмиль
(1858–1917) – французский философ и социолог, создатель французской социологической школы. Автор работы «Социология образования», в которой рассматривает социальные аспекты воспитания человека, а также взаимосвязи социологии с педагогикой и воспитанием.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) ЭМИЛЬ (1858-1917)
французский социолог и психолог. В 1896 стал первым во Франции преподавателем социальных наук. С 1902 профессор педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и редактор (до 1913) журнала "Социологический ежегодник", вокруг которого сформировалась т.н. французская, или дюркгеймовская социологическая школа. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоятельной науки и была включена в качестве учебной дисциплины в учебные программы вузов. Концепция Д. явилась основой новой отрасли научного знания - социологии образования.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ДЮРКГЕЙМ Эмиль
15.4. 1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц. социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел свое отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 окончил Высш. нормальную школу в Париже и неск. лет преподавал философию в разл. уч. заведениях Франции. С 1887 преподавал социальные науки в ун-те Бордо, в 1896 стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 проф. педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и ред. (до 1913) журн. «LAnnee sociologique» («Социологич. ежегодник»), вокруг к-рого сформировалась т. н. французская, или дюркгеймовская, социологич. школа, определявшая в 1-й трети 20 в. облик франц. социологии. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоят. науки и была включена в качестве уч. дисциплины в программы гуманитарного высш. образования.
Д. обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. или психол. аспектам человеческого существования; отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. к. они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич. и моральная, под к-рой Д. подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. п.), и духовные-т. н. коллективные представления, составляющие в совокупности обществ. сознание. Развивал идею обществ. солидарности, гл. механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. корпорации как новые органы обществ. солидарности; они призваны выполнять широкий круг обществ. функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит. позиция Д. характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. отводил образованию.
Согласно Д., ребенок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ. прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб. важным социальным институтом, т. к. охватывает практически все подрастающее поколение. Осн. задача образования состоит во включении ребенка в круг обществ. отношений, первоначально — за счет ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определенные действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. о., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путем достигается формирование у уч-ся активной познават. позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и естеств. («позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.
Концепция Д. явилась основой новой отрасли науч. знания — социологии образования.
Соч.: Education et sociologie, Р., 1922; Leducation morale, Р., 1925; в рус. пер. — Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980; О разделении обществ. труда. Метод социологии, М., 1991.
Лит.: Коржева Э. М., Социологич. теория познания Э. Дюркгейма, в кн.: Из истории бурж. социологии XIX—XX вв., М., 1968; Осн. по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977.
Д. обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. или психол. аспектам человеческого существования; отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. к. они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич. и моральная, под к-рой Д. подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. п.), и духовные-т. н. коллективные представления, составляющие в совокупности обществ. сознание. Развивал идею обществ. солидарности, гл. механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. корпорации как новые органы обществ. солидарности; они призваны выполнять широкий круг обществ. функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит. позиция Д. характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. отводил образованию.
Согласно Д., ребенок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ. прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб. важным социальным институтом, т. к. охватывает практически все подрастающее поколение. Осн. задача образования состоит во включении ребенка в круг обществ. отношений, первоначально — за счет ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определенные действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. о., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путем достигается формирование у уч-ся активной познават. позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и естеств. («позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.
Концепция Д. явилась основой новой отрасли науч. знания — социологии образования.
Соч.: Education et sociologie, Р., 1922; Leducation morale, Р., 1925; в рус. пер. — Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980; О разделении обществ. труда. Метод социологии, М., 1991.
Лит.: Коржева Э. М., Социологич. теория познания Э. Дюркгейма, в кн.: Из истории бурж. социологии XIX—XX вв., М., 1968; Осн. по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия