ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЮРКГЕЙМ Эмиль
(1858–1917) – французский философ и социолог, создатель французской социологической школы. Автор работы «Социология образования», в которой рассматривает социальные аспекты воспитания человека, а также взаимосвязи социологии с педагогикой и воспитанием.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) ЭМИЛЬ (1858-1917)
французский социолог и психолог. В 1896 стал первым во Франции преподавателем социальных наук. С 1902 профессор педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и редактор (до 1913) журнала "Социологический ежегодник", вокруг которого сформировалась т.н. французская, или дюркгеймовская социологическая школа. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоятельной науки и была включена в качестве учебной дисциплины в учебные программы вузов. Концепция Д. явилась основой новой отрасли научного знания - социологии образования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЮРКГЕЙМ Эмиль
15.4. 1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц. социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел свое отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 окончил Высш. нормальную школу в Париже и неск. лет преподавал философию в разл. уч. заведениях Франции. С 1887 преподавал социальные науки в ун-те Бордо, в 1896 стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 проф. педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и ред. (до 1913) журн. «LAnnee sociologique» («Социологич. ежегодник»), вокруг к-рого сформировалась т. н. французская, или дюркгеймовская, социологич. школа, определявшая в 1-й трети 20 в. облик франц. социологии. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоят. науки и была включена в качестве уч. дисциплины в программы гуманитарного высш. образования.
Д. обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. или психол. аспектам человеческого существования; отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. к. они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич. и моральная, под к-рой Д. подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. п.), и духовные-т. н. коллективные представления, составляющие в совокупности обществ. сознание. Развивал идею обществ. солидарности, гл. механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. корпорации как новые органы обществ. солидарности; они призваны выполнять широкий круг обществ. функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит. позиция Д. характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. отводил образованию.
Согласно Д., ребенок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ. прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб. важным социальным институтом, т. к. охватывает практически все подрастающее поколение. Осн. задача образования состоит во включении ребенка в круг обществ. отношений, первоначально — за счет ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определенные действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. о., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путем достигается формирование у уч-ся активной познават. позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и естеств. («позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.
Концепция Д. явилась основой новой отрасли науч. знания — социологии образования.
Соч.: Education et sociologie, Р., 1922; Leducation morale, Р., 1925; в рус. пер. — Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980; О разделении обществ. труда. Метод социологии, М., 1991.
Лит.: Коржева Э. М., Социологич. теория познания Э. Дюркгейма, в кн.: Из истории бурж. социологии XIX—XX вв., М., 1968; Осн. по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
9.97 мб

Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
364.82 кб

Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм

Подолянова Гульнара Игоревна
Рассмотрены исходные теоретико-методологические принципы религиоведческой концепции Эмиля Дюркгейма. Раскрыта сущность религии как системы.
Читать PDF
545.16 кб

Эмиль Дюркгейм: портрет социолога. К 150-летию со дня рождения

Попов Александр Сергеевич
Статья посвящена 150-летию со дня рождения одного из основоположников социологии Эмиля Дюркгейма.
Читать PDF
335.94 кб

Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриель Тард об изменениях в обществе

Курамшев А.В., Широков А.А.
Делается попытка пересмотреть оценку вклада в развитие социологической теории Э. Дюркгейма и Г. Тарда. На основе применения компаративного анализа теорий социальных изменений демонстрируются различия проектов социологии Э.
Читать PDF
94.75 кб

2002. 02. 010. Коттерель Р. Эмиль дюркгейм: право в сфере морали. Cotterrell R. Emile Durkheim: law

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
127.87 кб

2003. 04. 004. Тилман Р. Эмиль дюркгейм и Торстен веблен об эпистемологии, культурном отставании и с

Фомичев П. Н.
Читать PDF
831.75 кб

95. 03. 003. Клэдис М. С. Коммунитарная защита либерализма: Эмиль Дюркгейм и современная социальная

Фомичев П. Н.