ДЬЮИ ДЖОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЬЮИ Джон
(1859–1952) – американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Развил новый вариант прагматизма – инструментализм. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путем делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок – как исследователь. В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ДЬЮИ Джон
1859 — 1952) — амер. философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путем делания». В таком пед. процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Д. большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Д. и его последователей: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Источник: Педагогический словарь

ДЬЮИ ДЖОН

1859-1952) — американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884-94), Чикагского (1894-1904) и Колумбийского (1904-30) университетов. Развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Цель воспитания, по Д., - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путем делания", т.е. такую систему обучения, при которой все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Д. придерживался т.н. педоцентрической теории и методики обучения (см.Детоцентризм). См. также Детоцентризм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЬЮИ Джон
20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения, в конечном итоге — средство борьбы за выживание. Истина определяется Д. как практич. эффективность, полезность. Помимо неизменных истин отвергал существование и неизменных этич. норм, объявляя успех, практич. целесообразность критерием нравственности. Мораль как и наука составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиц. формы религии, выдвигал свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Эстетическое сводил к чувственному и трактовал как выражение гармонии, равновесия между организмом и средой. В социальной области выступал как идеолог либерализма, «амер. образа жизни», классового сотрудничества и «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе отводил реформам в области образования).
Цель теории воспитания Д. — формирование личности, умеющей «приспособиться к разл. ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства» (см. также Прагматистская педагогика). Подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластич. характер обучения и предложил реформу всей шк. системы. Щк. системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. такое, при к-ром все знания извлекались из практич. самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последоват. системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Впервые теория Д. получила практич. применение в организованной им при Чикагском университете экспериментальной «школе-лаборатории» (1896- 1904).
Д. придерживался т. н. педоцентрич. теории и методики обучения (см. Tledo-центризм), согласно к-рой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Д. наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, худож. самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставлял развитие их индивидуальности.
В трудовой школе труд, по Д., является средоточием всей уч.-воспитат. работы. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, дети тем самым готовятся к предстоящей жизни. Большое значение Д. придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение пед. задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».
Педоцентрич. концепция Д. оказала большое влияние на общий характер уч.-воспитат. работы школ США и нек-рых др. стран, в частности сов. школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т. н. комплексных программах (см. Комплексная система обучения) и в методе проектов. Д. неоднократно посещал разные страны (Китай, Японию, Мексику, Великобританию, Турцию) для распространения своих пед. идей; в 1928 приезжал в СССР.
Соч.: Ideals, aims and methods of educati-on, L., 1922; Human nature and conduct, N. Y., 1930; Experience and education, N. Y., 1948; в рус. пер. — Введение в философию воспитания, М., 1921; Психология и педагогика мышления, Берлин; Школы будущего, М., 1922; Школа и ребенок, М — П.; Школа и общество, М., 1925.
Лит.: Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до 2-й мировой войны, М., 1972; Вульфсон Б. Л., Джон Дьюи и сов. педагогика, «Педагогика», 1992, № 9 — 10; Cl aparede Ed., La pedagogie de J. Dewey, Nchat. — P., 1913; Rippe F., Die Padagogik J. Deweys, [s. 1.], 1934; Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939; Thomas M. H., J. Dewey. A. centennial bibliography, Chi., 1962; Dykhuizen G., The life and mind of J. Dewey, Edwardsville — [a. o.], 1973.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Нереализованная мечта Джона Дьюи

Рогачева Е. Ю.
Статья посвящена выдающемуся мыслителю ХХ в. Джону Дьюи (1859–952), автору около 1000 работ по самым разным отраслям научного знания, «учителю учителей».
Читать PDF

Джон Дьюи: проблемы интерпретации

Горшкова Валентина Владимировна, Митковец Евгений Александрович
Читать PDF

Образовательная миссия Джона Дьюи в Мексике

Рогачева Елена Юрьевна
В данной статье анализируются педагогическая деятельность американского педагога, учёного-реформатора Джона Дьюи, его влияние на образовательные системы Латинской Америки, основанное на логике его представлений о демократии.
Читать PDF

Философия образования джона Дьюи в Нидерландах

Рогачева Елена Юрьевна
Структурный анализ философии Д. Дьюи и ее влияние на развитие системы образования Нидерландов представлен автором в трех составляющих: теории опыта, натурализме и понимании разумности.
Читать PDF

Три типа моральных теорий в философии Джона Дьюи

Кузина Елена Сергеевна
Статья посвящена исследованию теории добродетелей как одной из ключевых частей моральной философии Джона Дьюи, являющейся фундаментальной основой его либеральной социально-политической философии.
Читать PDF

К 155-летию со дня рождения джона Дьюи(1859-1952)

Корнетов Григорий Борисович
20 октября 2014 года исполнилось сто пятьдесят пять лет со дня рождения Джона Дьюи, великого реформатора образования, американского философа, социолога, психолога и педагога, признанного идеолога демократии.
Читать PDF

Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность

Томина Елена Федоровна
В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике.
Читать PDF

«КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ДЖОНА ДЬЮИ

Зайцев Александр Владимирович
В статье рассматривается новаторский метод критического мышления или, точнее, критической рефлексии в сфере образования, сформулированный американским философом и педагогом XX века Джоном Дьюи. Автор показывает, что разработка Дж.
Читать PDF

Влияние педагогики Джона Дьюи на итальянскую образовательную реформу

Рогачева Е. Ю.
Предлагаемая вниманию читателей статья направлена на осмысление международной репутации американского педагога Джона Дьюи (1859-1952). В 2009 году великому реформатору ХХ века исполнилось бы 150 лет.
Читать PDF

"творческая демократия": к осмыслению политико-философского кредо Джона Дьюи

Сытин Андрей Георгиевич
Читать PDF

ДЖОН ДЬЮИ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Комин Михаил
Статья посвящена осмыслению влияния американского философа Джона Дьюи на процесс реформирования классического либерализма в сторону либерализма социального, постулирующего большее вмешательство государства в дела рынка и каждого о
Читать PDF

Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи

Карпачева Н. В.
The article is devoted to a problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogics.
Читать PDF

Гостевые лекции Джона Дьюи в Шотландии: их влияние на британскую систему образования

Рогачева Елена Юрьевна
В статье отмечается международное значение педагогики Джона Дьюи и предлагается анализ влияния его идей в области философии образования на развитие системы образования Великобритании XX столетия.
Читать PDF

ВКЛАД ДЖОНА ДЬЮИ В ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рогачева Елена Юрьевна
Рассматривается педагогическое наследие получившего при жизни титул «учитель учителей» американского ученого Джона Дьюи (1859-1952), которое сохраняет актуальность и в современном философско-педагогическом дискурсе.
Читать PDF

Педагогика Джона Дьюи как инструмент модернизации образования в странах Латинской Америки

Рогачева Е. Ю.
В статье анализируется процесс реконструкции педагогических идей американского реформатора Джона Дьюи в странах Латинской Америки.