ДВИЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ДВИЖЕНИЯ
телесные акты (процессы) направленные на перемещение тела или его частей в пространстве, а также овладение и манипулирование материальными предметами. Могут осуществляться импульсивно или рефлекторно, вне контроля сознания — т. н. непроизвольные Д Сознательно регулируемые на основе имеющейся потребности Д. наз. произвольными. Они предполагают сознат. ориен тировку по отношению к намеченной цели (ориентировочная основа Д.) как в плане представления (воображения), так и в речевом плане. С помощью ориентировочной деятельности производится обследование ситуации и формируется образ необходимых Д. В зависимости от того, как складывается ориентировочная основа Д зависят быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия. Выделяются также т. и постпроизвольные Д., к-рые образуются как произвольные, но при последующем свертывании ориентировочной основы выводятся из сознания, автоматизируются и становятся непроизвольными Д осуществляются с помощью двигательного (кинестетич) анализатора. Его центр компонент — моторные зоны коры больших полушарий головного мозга, эффекторный компонент — мышечная система.
Длит. наблюдения за развитием детей показали, что все осн. виды Д (сидение, прямостояние, ходьба, хватание, эмоционально мимич.-выразительные движения) формируются прижизненно. Внешне сходные с ними безусловно рефлекторные акты, имеющиеся уже у новорожденных (рефлекс переступания, плавательные Д. ладонный рефлекс и др), просуществовав короткое время, отмирают. Ведущую роль в развитии Д ребенка играют зрение и слух из массы совершаемых ребенком Д закрепляются только те, к-рые ведут к получению сенсорного результата. Т.о., ориентировочные реакции с момента рождения оказывают формиру ющее влияние на развитие Д. ребенка.
Ребенок овладевает Д. не только в силу инивидуального опыта, но и усваивает специфически человеческие Д., перенимая их у взрослых. На 1 м году жизни большое место занимает метод пассивных Д. когда взрослый совершает членами ребенка желаемые Д. Известное значение даже на самых ранних этапах развития имеет подражание Д. взрослого, играющим роль наглядного образца. Внимание взрослого и его одобрение могут приводить ребенка к отбору нужных, ценных моторных компонентов из тех, к-рые он совершает стихийно или в составе др. Д. От взрослых также зависит стимули рование двигат активности маленького ребенка ему следует надевать удобную, не стесняющую Д. одежду, побуждать к передвижениям и хватательным Д. пока зывая привлекат предмет, маня ребенка к себе. Дети, выросшие вне человеческого общества, в условиях глубокой депривации, не владеют даже такой двигат. функцией, как прямохождение. Негативный эффект имеет и менее выраженный недостаток воспитат. воздействий отсутствие соответствующей стимуляции приводит к более или менее выраженной моторной отсталости.
С возрастом повышается точность и меткость выполняемых детьми Д., увеличивается скорость образования двигат навыков. Однако если крупные, но не требующие большого напряжения Д. (напр., ходьба, бег) складываются сравнительно легко, то точное выполнение мелких ручных движений (письмо, рисование, шитье и т п) представляет значит. трудности еще для мл. школьников. Важную роль в формировании Д. играют подвижные игры занятия ритмикой, гимнастич упражнения, а также рисование, лепка, конструирование, обучение элементарным трудовым навыкам.
По мере овладения языком у детей появляется словесная регуляция Д. На ранних генетич. стадиях, как показал Л. Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер взрослый дает ело весную инструкцию, а ребенок ее выполняет. На этой основе у ребенка в дальнейшем возникает саморегуляция Д. при помощи речи — сначала внешней, а затем и внутренней. Это знаменует собой переход на высший, специфически человеческий уровень развития Д. выполняемых в соответствии с социально поставленной целью.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.67 кб

Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов

Дубровская Виктория Анатольевна
В статье рассматривается система конкурсов профессионального мастерства педагогов Кемеровской области.
Читать PDF
226.23 кб

Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спор

Солдатенков Филипп Николаевич
Автором разработана и обоснована собственная методика антидопингового образования. Проведён опрос экспертов по проблеме допинга с целью определить перспективные направления противодействия допингу в спорте.
Читать PDF
336.63 кб

История мультикультурного движения в американском образовании

Бессарабова Инна Станиславовна
В данной статье автором выделены основные этапы в истории развития и становления мультикультурного образования в США, а также проанализированы ведущие исследования американских ученых, осуществленные в отмеченные периоды развития
Читать PDF
169.97 кб

75 - новая веха поиска, творчества, движения к новому

Читать PDF
714.94 кб

Исследование движения газовой фазы в аппарате с кипящим слоем

Брянкин К. В., Чернов А. А., Леонтьева А. И., Чупрунов С. Ю.
Читать PDF
2.50 мб

Традиции отечественного внешкольного воспитания в практике современного детского движения

Руденко Ирина Викторовна
Читать PDF
138.52 кб

Роль взрослых в развитии общественного движения детей и молодежи: традиции и современность

Бойцова Светлана Владимировна
Читать PDF
153.58 кб

Самопроектирование управленческой деятельности методистов как условие развития олимпиадного движения

Пустовалова Вега Вадимовна
Рассматривается самопроектирование управленческой деятельности методистов как условие развития олимпиадного движения. Проблемно-творческой группой научно-методического центра департамента образования администрации г.
Читать PDF
307.42 кб

Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов

Акутина Светлана Петровна, Маркеева Марина Викторовна
Цель: изучение воспитательных возможностей волонтерской деятельности в профессиональном самоопределения студентов.
Читать PDF
366.63 кб

Научно-педагогические основы развития и становления детского движения в Казахстане

Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич
Автор рассматривает историю и современное состояние детсеого движения в Республике Казахстан и вопросы его научного изучения.
Читать PDF
361.53 кб

Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детск

Коршунова Ольга Сергеевна
Представлены истоки формирования нового научного знания о месте и роли детских общественных объединений в политической социализации детей и подростков учеными, членами международной общественной организации «Ассоциации исследовате
Читать PDF
523.23 кб

Профессиональная подготовка организаторов детского движения

Клячкина Н. Л.
Читать PDF
80.58 кб

История общественно-педагогического движения «Эврика» (составитель М. Н. Мельникова)

Читать PDF
102.79 кб

Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социальной и педагоги

Алиева Л. В.
В статье рассматриваются теоретико методологические подходы к осознанию феномена детского движения, педагогической и социальной реальности XX – XXI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция подготовки специалиста инновационной сферы посредством олимпиадного движения

Попов Андрей Иванович
Выявлены характеристики кластера профессионально важных творческих компетенций, рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования творческих компетенций посредством олимпиадного движения.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДВИЖЕНИЯ МИЛЛЕНАРИЕВ

    религиозные движения, участники которых ожидают скорого кардинального изменения мира в результате сверхъестественного вмешательства. Многие движения такого рода практикуют вовлечение своих по
  • Воспитание лидеров движения за здоровый образ жизни

    следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с
  • ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

    деятельность, направленная на осуществление "положительного конечного результата" или "акцептора действия" (П.К. Анохин). Краткую и точную характеристику Д.п. дал Р. Гранит: "произвольным в произвол
  • ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

    внешние проявления психических состояний человека (гл.о. эмоциональных), выражающиеся в мимике (Д.в. лица), пантомимике (Д.в. всего тела), жестах (Д.в. рук), интонации речи ("голосовая мимика"). Сопровожд
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    общественные движения, стремящиеся найти новые решения актуальных и глобальных экологических, политических, экономических проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными организация
  • ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ

    ставшие навыком Д., размеренные по силе, амплитуде и скорости благодаря многократной тренировке. См.: Автоматизация. Автоматизации этапы. Навык.
  • ДВИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫЕ

    одна из форм участия молодежи в общественной жизни со своими программами и формами их реализации.
  • ДВИЖЕНИЯ (НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ)

    собирательный термин для обозначения очень широкой области форм приспособления человека к разным составляющим среды и воздействия на них. Понятие движения является фундаментальной категорией ф
  • ДВИЖЕНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

    Д. органов артикуляции в процессе речевого акта, направленные на обеспечение необходимого для звукопроизношения и голосообразования артикуляционного уклада органов артикуляции.
  • КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    (The concept of the children’s movement) – система научных взглядов на происхождение, становление, развитие и сущностные характеристики детского движения (Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Уче
  • ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в совей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание; постоянным, необходимым компонентом этих движений явл
  • ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    самостоятельная отрасль педагогики, изучающая сущность, закономерности, специфические черты процесса воспитания и развития личности в детской организации. Объектом является детское движение ка
  • ТРУДОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    однократное и однородное непрерывное перемещение вcего рабочего или его корпуса, ног, рук, кисти рук и пальцев с целью взять, переместить, совместить, освободить какой-либо предмет или поддержать е
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    (educational resources of modern children’s movement) – это совокупность новых смыслов воспитательной деятельности, профессиональных и организационных компетенций субъектов деятельности, технологий опережающего упр
  • Закон движения коллектива

    закон развития коллектива, который основывается на непрерывном поступательном, прогрессивном движении коллектива вперед. По А. С. Макаренко, движение является первым признаком жизнеспособного д
  • ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    Первой попыткой создания международного объединения детей и молодежи было создание протестантскими деятелями европейских стран и США в 1855 Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан. К конц
  • Движение

    это моторные функции организма человека. Движение всегда преследует решение конкретной задачи и объединение в систему, что будет означать двигательное действие.
  • Просветительское движение. Энциклопедисты

    Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается просветительское движение. Великой французской революции предшествовала долгая идео
  • Методологическое движение

    суть движение, возникшее в результате рефлексивного осознания значимости и подготовленности к реализации методологической функции, возникновения инициативной группы лидеров (индивидуализиров