ДВИЖЕНИЯ (НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ)

Найдено 1 определение
ДВИЖЕНИЯ (НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ)
собирательный термин для обозначения очень широкой области форм приспособления человека к разным составляющим среды и воздействия на них.
Понятие движения является фундаментальной категорией философии, применяемой для обозначения атрибутивного (неотъемлемого) признака существования мира. Движения того или иного рода свойственны растениям, животным и человеку. Далее пойдет речь только о движениях человека.
Среди двигательных функций человека можно различать статические (например, умение принять и удерживать рабочую позу, владение «хваткой» инструмента), локомоторные (перемещение в пространстве своего тела, средств, предметов труда, инструментов), коммуникативно-выразительные (движения органов речи, мимика, жесты, позы, ориентированные на оптимизацию общения, делового взаимодействия людей в соответствии с социальными, профессиональными нормами; разного рода варианты сценического движения), настроечно-исследовательские (поисковые, обследующие движения глаз; повороты головы в сторону внешнего звукового или обонятельноговоздействия; ощупывание поверхностей; движения языка при анализе, скажем, дегустатором вкусового достоинства пищевых продуктов и т.п.). Движения любой разновидности могут в тех или иных видах труда оказаться «рабочими» и профессионально значимыми. Особое значение как в психическом в развитии, так и в деловом функционировании человека во многих профессиях имеют рабочие движения рук (как исполнительные, так и направленные на ориентировку в свойствах той или иной предметной реальности).
Звенья так называемого опорно-двигательного аппарата, или двигательной системы человека, имеют много степеней свободы (достаточно сказать, что, например, указательный палец может оказаться в любой точке той части сферы, которая ограничена пределами досягаемости руки). Поэтому управление движениями человека не может осуществляться просто за счет внешних опор и ограничений (подобно, скажем, разного рода «направляющим», «рельсам», «лоткам», «ограничителям» и другим устройствам, применяемым в механической технике). Управление движениями человека осуществляется в основном посредством сложных субъективных образов, специальных «субъективных программ», отображающих как внешнюю обстановку, так и текущие фазы исполнения движений, а также общее состояние человека как субъекта активности. Эти субъективные образы, или программы, основывающиеся на данных органов чувств, опыте и замыслах человека, складываются в процессе освоения двигательных умений и навыков (и поэтому, кстати, рабочие движения в любом, казалось бы «ручном», труде никогда не представляют собой активность только лишь собственно опорно-двигательного аппарата, но оказываются синтезами исполнительно-двигательных и познавательных функций, включая и практическое мышление, иногда весьма изощренное – достаточно вспомнить хирурга, слесаря-инструментальщика, сборщика микроэлектронных приборов и т.п.).
На первых стадиях освоения двигательного навыка у учащегося максимально активизировано осознание текущей обстановки и преднамеренное (произвольное) выполнение даже отдельных элементов трудовых или учебно-производственных действий (например, в сознании начинающего учащегося-токаря в качестве отдельных самостоятельных и отчасти разрозненных задач выступают: «переместить суппорт к задней бабке», «вставить задний центр, предварительно протерев его посадочную часть», «выдвинуть пиноль на 100–120 мм и зажать ее рукояткой», «отвернуть крепежные болты резцедержателя...» и т.д. Можно указать еще более полудюжины действий, которые в сумме заканчиваются правильной установкой резца в резцедержателе; а после серии повторений учащийся оказывается в состоянии выполнить все необходимые движения слитно, «гладко», что называется, «не глядя» и даже переговариваясь с соседом; и все это для него теперь выступает как одна задача – «установить резец»).
По мере освоения двигательных навыков происходит как бы свертывание сознательного контроля движений и так называемая их автоматизация. Движения такого рода как бы теряют признак сознательности, преднамеренности, и их в этом случае называют постпроизвольными (послепроизвольными). Однако при необходимости человек может любую фазу двигательной активности опять сделать предметом сознательного контроля и преднамеренного (произвольного) изменения. Произвольными (корневое значение здесь «воля») называют движения сознательно целенаправленные, преднамеренные в отличие от таких, которые осуществляются невольно, неподотчетно, без контроля сознания.
Примеры непроизвольных движений – оборонительные двигательные реакции, давно усвоенные реакции сохранения равновесия, мигание, выражения лица («обжег руку – рука отдернулась», «поскользнулся – выровнял позу, не успев подумать об этом», «обрадовался – улыбнулся» и пр.). Если двигательные навыки усваиваются без достаточного осознания, то многие хорошо и давно усвоенные движения, входящие в целостные их системы, могут оказаться неподотчетными настолько, что человек о них не только не думает, но даже и не умеет о них рассказать при желании. Известны случаи такого рода, когда, например, опытный мастер (кузнец ручной ковки) становится в тупик и не может не только рассказать, как он делает подкову, но даже не может показать свою работу в замедленном темпе (подобно той сказочной «сороконожке», которая не смогла сделать ни шагу, когда задумалась о том, как она переставляет свои ноги).
В процессе производственного обучения бывает важно делать некоторые плохо сознаваемые учащимися (неподотчетные, непроизвольные) составляющие рабочих движенийпредметом более ясного осознания. Для этого важно придумать какое-то средство, чтобы «опредметить» плохо сознаваемое внутреннее переживание. Например, мастер заметил, что учащиеся-столяры плохо осознают усилие при зажиме заготовки в тисках верстака (одни ребята зажимают ее слабо, и она вылетает при обработке; другие зажимают так, что мнут заготовку, деталь или даже ломают деревянный верстак).
Мастер (Н.Н. Сачко) сделал динамометрическое устройство со стрелочным прибором- указателем. Теперь учащиеся смогли, прилагая разные усилия к рукоятке тисков, видеть по стрелке прибора объективную величину своего усилия и в связи с этим «прочувствовать» величину прилагаемых ими нормальных и ненормальных усилий. В результате все учащиеся быстро овладели правильным приемом зажима заготовки.
Непроизвольными, не поддающимися контролю могут быть некоторые двигательные симптомы нервно-психических заболеваний (навязчивые движения, тремор (дрожание), двигательное беспокойство, ступор (оцепенение), различные двигательные автоматизмы, апраксии разного рода – нарушения способности выполнять координированные движения, как, скажем, пользоваться ложкой, писать, поманить человека пальцем, управлять выражением своего лица и т.п.). Педагогу важно знать о существовании явлений подобного рода, чтобы не спутать некоторые болезненные проявления ученика с шалостью, недисциплинированностью и своевременно прибегнуть к компетенции врачей.
Лит.: Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. – М., 1995; Девишвили В.М. Методы изучения движений человека. – М., 1979; Девишвили В.М., Капран В.И., Лигачев В.И. Исследование субъекта трудовой деятельности с использованием ЭВМ. – М., 1985; Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на- Дону, 1986; Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – Л., 1970.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.