ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Признаком хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
совокупность процессов запоминания, сохранения в опыте и воспроизведения или узнавания человеком признаков своих движений, целостных движений и их сложных последовательностей, комплексов. Например, учащийся, овладевающий профессией слесаря или столяра, может хорошо или плохо помнить оптимальные усилия при работе с ручными инструментами, разными обрабатываемыми материалами; подобным же образом можно хорошо или плохо помнить движения по управлению машинами, станками, спортивные упражнения, танцевальные движения. Д.п. – один из видов памяти, выделяемых по признаку запоминаемого материала. В связи с обучением общеобразовательным предметам часто выделяют только образную (зрительную, слуховую), словесно-логическую и иногда эмоциональную (запоминание эмоциональных переживаний) память. Но в связи с задачами обучения разнообразным профессиям такая группировка видов памяти недостаточна. Следует важное значение придавать индивидуальным особенностям и общим закономерностям уже упоминавшейся Д.п., а также обонятельной, вкусовой (эти виды памяти профессионально важны, например, для кулинаров, товароведов пищевых продуктов и многих других специалистов; см.
Обоняние), памяти на кожно-осязательные впечатления (их важно удерживать в памяти и четко различать во многих профессиях ручного труда; см. Осязание). Для саморегуляции рабочих (функциональных) состояний человека в процессе труда важна также особая память человека на состояния своей телесности и психики. Все эти виды профессионально важной памяти, включая и Д.п., пока еще недостаточно систематично изучены в психологии. Вопросы Д.п. наиболее разработаны в психологии спорта (см. Память).
Лит.: Девишвили В.М. Методы изучения движений человека. – М., 1979; Мартемьянова Г.И. Запоминание трудовых движений при различных видах обратной связи: Автореф. дис. канд. наук. – М., 1988; Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1990; Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
119.02 кб

Развитие двигательной памяти студентов средствами физической культуры

Куницына Е.А., Мальченко А.Д.
В статье рассматривается вопрос изучения развития двигательной памяти студентов ВУЗа средствами физической культуры. Представлены уровни двигательной памяти студентов на этапах эксперимента, а также средства и методы ее развития.
Читать PDF
116.78 кб

Педагогические условия развития двигательной памяти детей с задержкой психического развития

Туревский Илья Маркович, Бородаренко Владимир Николаевич
Изучались условия развития двигательной памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста.
Читать PDF
2.58 мб

Взаимосвязь познавательной деятельности и двигательной памяти у детей с задержкой психического разви

Бабушкина Надежда Александровна
Изучались условия развития двигательной памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Читать PDF
329.50 кб

О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упр

Андрианова Е.И.
Рассмотрены отдельные аспекты коррекционной работы с детьми путем развития у них двигательной памяти. Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.