Духовность

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДУХОВНОСТЬ
индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальная потребность познания; социальная потребность жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДУХОВНОСТЬ
состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень того, как люди овладевают различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Духовность
комплексная качественная характеристика личности, определяющая стремление ее внутреннего, духовного мира к Добру и Справедливости, а также способ всей ее жизни. Считается литературоведческой категорией, основанной на противопоставлении Добра и Зла (А. Козлов). А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ДУХОВНОСТЬ
обязательное наличие созерцательности, подотчетность совести, попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, т.е. с Богом. В центре духовности находятся высшие моральные ценности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Духовность
(в общеслав. духь — воздух, имеет общий корень со словом дышать) — внутренняя нравственная сущность человека, источник ее активности. Стержнем духовных поисков человека выступают его нравственные идеалы. Через нравственные переживания духовное сознание вплетается в практическую жизнедеятельность.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДУХОВНОСТЬ
1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Источник: Педагогический словарь

Духовность
1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основным ориентиром ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индивидуальная способность к микро и самопониманию, ориентированности личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом [34, с. 82].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Духовность
(1) – системообразующее качество, формируемое в процессе овладения высшими ценностями общечеловеческого и национального значения, предполагающее высокий уровень интеллектуально-нравственного и эмоционально-волевого развития личности, способной к творческой (преобразовательной) деятельности; (2) – высший уровень развития и саморегуляции личности, в основе жизнедеятельности которой непреходящие человеческие ценности; (3) – с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Духовность
устремленность человека к высшим ценностям — истине, добру, красоте, стремление руководствоваться ими в жизни, обустраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического творчества. Духовность человека проявляется в наполненности его внутреннего мира экзистенциальными ценностями и личными смыслами. Ядром духовности является осознание и переживание человеком смысла жизни и собственных жизненных проблем в их связи с жизненными проблемами других людей, общества, устремленность к идеалу. Непременным проявление духовности является рефлексия, критическая самооценка, самосовершенствование, культурное саморазвитие.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Духовность
характеристика субъективных качеств человека, наличие которых придает существованию человека форму бытия универсума, с одной стороны, а, с другой стороны, предопределяет осознанное и досознательное стремление соответствовать "законам" универсума, быть вписанным в бытие универсума. В реальном пространстве социокультурного бытия законы универсума приобретают вид "заповедей", введенных высшими духовными учителями от имени универсума и предполагающих прохождение пути понимания, принятия и осуществления. В рефлексивном механизме духовность представлена через посредство мироотношения и его эталонизированных типов (ценностей), опосредованно через "мировоззрение" (высшие и целостные онтологии).

Источник: Методологический словарь для стратегов

ДУХОВНОСТЬ
высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее деятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовность является не структурой личности, а, наряду со свободой и ответственностью, образом жизни человека, достигшего личностной зрелости. В бытовом обиходе духовность обычно понимается как высоконравственное начало в жизни человека, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. Духовность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) противопоставляют бездуховности (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.). Понятие духовности тесно связано с нравственным воспитанием. Литература: [44].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ДУХОВНОСТЬ
достижение человеком (в психологии и акмеологии – личностью) высшего уровня развития, предполагающего преобладание духовных потребностей, присвоение духовных ценностей, т.е. идеального, ценностного плана и уровня жизни, дающей не только способность преодоления трудностей, но и способность возвышать и усиливать сущность других людей отношением, своим примером, своей жизнью. Д. связана с мудростью, способностью с позиций человечности отнестись к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно.
Д. – индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта двух фундаментальных – познания и жить, действовать «для других». Д. – компонент акме личности.

Источник: Акмеологический словарь

ДУХОВНОСТЬ
степень удовлетворенности духовных потребностей, охватывающих нематериальные стороны жизни людей. По содержанию духовность – это результат приобщения к знаниям, мировой культуре, современной жизни; умение руководствоваться в самооценке высокими критериями справедливости, совести, достоинства; любовь к человеку, способность понимать других, быть терпимым к ним, желание и умение отстаивать свою позицию, бороться с враждебным, антигуманным (истинная духовность всегда активна); осознание значимости рефлексии, честной самооценки, способность воспринимать радости не только материального бытия, но и духовные – от познания прекрасного до социального статусного самоутверждения. Духовная жизнь – поглощенность человека духовностью, т. е. высокими религиозными, философскими, нравственными вопросами, такими как смысл жизни и смерти, суть добра и зла, цель человеческой деятельности и т. д. «Состояние духовного» – это «…все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля, сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость» (В. И. Даль).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ДУХОВНОСТЬ
специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Д. рассматривается как определенная позиция целостного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. В христианской этике Д. связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. Однако Д. следует рассматривать шире, в социальном плане – как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Д. характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути, теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. В последнее время понятие Д. употребляется для обозначения мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности. Д. личности и общества заключается в том, что в сознании присутствует определенное представление об идеале личности, об отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства (Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.: Наук. думка, 2000; Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; Нравственные императивы интеллигенции: Материалы IV Междунар. науч.-теорет. конф. по проблемам соврем. интеллигенции. – Х.: Изд-во НУА, 2006; Табачковський В. Г. Людина –Екзистенція – Історія. – К., 1996; Феномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ДУХОВНОСТЬ
понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Понятие Д., образованное от слова "дух", изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Д. обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Социологизаторское мышление сводит Д. к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Д. не поддается определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Д. противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна. Хотя критерии Д. содержательно нестроги, формально они определенны. Во-первых, Д. обнаруживается в преодолении повседневности (если это преодоление не принимает формы эскапизма). Во-вторых, духовное преодоление повседневности является индивидуализированным; в пространство повседневности вносится личностное начало. В-третьих, это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; Д. выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов. Например, императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьев сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает этот смысл Д. и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику. Условием так понятого духовного возвышения является аскетика - как сознательное противодействие искушениям плоти и слабостям души (см.Аскетизм).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Духовность
это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути. Тело есть материальная форма, внутри которой дух и душа соединяются и через которую реализуются. Духовность проявляется как одухотворение души и тела. «Складывается» это свойство в единстве самосознания (интеллекта), поведения (нравственного) и чувства (свободы и достоинства). Самосознание человека стремится к постижению истины, к пониманию собственной миссии на Земле, к узнаванию законов развития духа и собственного «я». В этом «познающем» смысле духовность – свойство интеллектуальное и глубоко личное. Она дает человеку возможность жить по-Божески, т.е. по совести, добродетельно, самовоспитывая в себе самые возвышенные качества. Поведение, как составляющая духовности, – это свободная творческая деятельность человека (Бог создал человека творцом) по собственному человекоделанию. Это способность поступать по нравственным законам, умение жить высокими целями, созидать продукт, наполненный жизненными смыслами. Чувства, как составляющие духовность, – это чувства внутренней и внешней свободы, формирующие субъектность личности. Чувства в духовности выражают человеческое достоинство. Духовность как свойство личности – не отвлеченное понятие. Она наполняет жизнь человека смыслами, одухотворяет труд радостью, интеллектуальную жизнь, общение и быт – служением. Человек должен иметь вкус к духовной жизни. Это более высокое наслаждение, чем те, что дают земные блага. Именно и в первую очередь духовность, способность ее иметь в себе, дает возможность человеку подняться над остальным царством природы. Вместе с тем, бывает «плененность духа» телом, душой, т.е. более низшими силами, так возникает «темная духовность» в отличие от «светлой духовности». В структуре человеческой жизнедеятельности духовность является той творческой силой, что пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Духовность
1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2) одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности человека, который определяет ее как «ансамбль общественных отнесений» – по К.Марксу). Д. по В.Л. Казначееву «объединяет границу самых больших пределов нашего знания с самыми большими пределами нашего незнания». Более конкретно Д. может рассматриваться как: а) идеальная представленность человека в другом (по А.В. Петровскому); б) совокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества (по В. Франклу); в) заданная полевой функцией живого вещества Космоса потребность каждого человека в преобразовании себя и обстоятельств жизни (по К. Левину и Э. Бауэру); г) потребность в становлении себя и жизни, т.е. в деятельности направленной «на то, чтобы посредством уничтожения определенных сторон, черт, явлений внешнего мира дать себе реальность в форме внешней действительности (по Гегелю). Д. в современном научном понимании обретает объективную реальность как принцип неразделимости человека с живым космическим пространством, а также прошлого, настоящего и будущего человека. Перекодированное на человеческий языквосприятие этой целостности, по-видимому, может быть названо духовностью. Объединяя сказанное, можно также определить Д. как субстанциональную основу всякого дальнейшего подлинного развития человека как вида, индивида, личности, индивидуальности. Д. – сфера идеальная. Уже в эпоху Древней Греции идеальное соединялось с реальным, смысловое с бытийным. Так, Аристотель, развивая учение Платона об «идеях вещей» создал собственную систему представлений об умственной материи. «Аристотель стал мыслить идеи не просто сами по себе, но и в их обращенности к миру, как бы их заряженности миром, в той их роли, когда они являются заданностью всяких материальных оформлений, а эти последние – их осуществлением, или реализацией» (А.Ф. Лосев). Из представлений Аристотеля образовалось новое учение о потенции и энергийности. Оно позволяет и в наше время, в частности, в акмеологии весьма продуктивно дифференцировать действительное («Как есть») и возможное («Как должно быть») и становление второго из первого опосредованное духовностью. Понятие Д. как свойства тесно связано с понятием духа как сущности, составляющей основу веры и любви. Д. человека определяется глубинными силами коллективного бессознательного (по К.Г. Юнгу), которые отражаются в сознании в форме ценностей, носящих название духовных святостей. Д. человека выражается в самоопределении духа. Для сообществ и групп в производстве, образовании, спорте актуальной является совместная духовно-практическая деятельность, в которой совершенствуются духовные качества отдельных людей и, возможно, возникновение феноменов социального совершенства (индивидуальность коллектива, сознание и др.).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
169.08 кб

Межрегиональный круглый стол «Духовность в современном российском обществе: проблемы и стратегически

Астахов Олег Юрьевич
Читать PDF
312.11 кб

Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его пси

Андреева А. В.
В статье приводятся результаты исследования в рамках моделирования процесса обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства, главная практическая ценность которого состоит в разработке Ин
Читать PDF
399.77 кб

Духовность и ценности будущего учителя: вызов XXI века

Андреева Галина Алексеевна, Яковлюк Светлана Михайловна
XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и, являясь носителем ценностей, обладает оформленной педагогической позицией, способный к творческому поиску и ориентации школьников на о
Читать PDF
413.47 кб

Гуманитарное знание и духовность в контексте экзистенциальных технологий

Бородина Наталья Константиновна, Прудникович Людмила Александровна
Рассматривается статус феномена гуманитарности. По мнению авторов, среда гуманитарного знания это динамика метафизического конфликта между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня».
Читать PDF
166.42 кб

Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания

Соловцова И. А.
Читать PDF
1.49 мб

Духовность в условиях православного воспитания

Михайлик Е. В.
Показана актуальность обращения к понятию духовности в связи с проблемами обучения и воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Духовность личности - как главная составляющая системы непрерывного образования

Дробжев М. И.
Читать PDF
867.24 кб

Духовность как вектор в преодолении гуманитарного кризиса современной цивилизации

Власова Татьяна Ивановна
Раскрывается методология изучения гуманитарных процессов, что может стать основой для конструктивного включения проблематики «духовность» в педагогику.
Читать PDF
296.75 кб

Духовность в структуре этической позиции студента

Борытко Николай Михайлович
В качестве цели профессионального воспитания предлагается этическая позиция, в структуре которой выделяются моральность, нравственность и духовность. Определяются механизмы стимулирования этих составляющих позиции.
Читать PDF
251.79 кб

Духовность как основа образования

Мартынова Елена Анатольевна
Раскрывается проблема соотношения образования и духовности. Утверждается, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX в.
Читать PDF
401.90 кб

Духовность, нравственность, культура основа возрождения великой России. К итогам проведения VIII Все

Савин В. М.
К итогам проведения VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Читать PDF
173.79 кб

Как измерить духовность

Злотникова Т. С.
Читать PDF
424.64 кб

Духовность как основа высшего образования

Ахвердова О.
Читать PDF
459.84 кб

Соединяя духовность и прагматизм (интервью с ректором университета, доктором философских наук, профе

Читать PDF
208.44 кб

Образование, воспитание и духовность

Качурова С. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Русская духовность

    это явление, охватывающее народное сознание как целостный национальный феномен, присущий именно и только русскому народу. Она проявляется как: ответственность за Россию и свой народ; соборность (
  • Модусы духовности

    лат. – мера) – это такие формы проявления духовности, которые выражают присутствие духа в человеке, доступны его пониманию и влиянию. Эти модусы вечны, вот они и есть общечеловеческие, но проявляют
  • Духовности ядро

    осознание и переживание человеком смысла жизни и собственных жизненных проблем в их связи с жизненными проблемами других людей, общества, устремленность к идеалу. Непременным проявлением духовн