ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Найдено 1 определение
ДРЕВНИЙ ВОСТОК (воспитание и обучение)
Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см.Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.). Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания. Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объема работ, количества работников и пр.). Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам. Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремесел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья". Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трех высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рожденными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств". Письменность в Индии была легкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п. Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учености. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
923.66 кб

Государство и право Древнего Востока

Кузнецова Елизавета Владимировна
Существенную роль в концепции юридического образования обладает подобная дисциплина, как история страны и права зарубежных государств.
Читать PDF
262.74 кб

Сифилис в трудах авторов Древнего Востока

Кистенева Ольга Алексеевна, Кистенев Виталий Валентинович, Фетисова Валерия Игоревна
Статья посвящена изучению сифилиса в трудах авторов Древнего Востока. Представлены и проанализированы сведения о первом упоминании сифилиса в Древней Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Читать PDF
369.09 кб

Проблема человека в философии древнего Востока

Ерошина Т.А.
В Древней Индии и Китае зарождается и развивается философская мысль о человеке. Важнейшей ее чертой является ориентация на совершенствование внутреннего мира человека.
Читать PDF
460.89 кб

Специфика культуры менеджмента Древнего Востока

Коваленко Елена Ярославовна
В статье изложено краткий теоретический анализ специфики культуры менеджмента Древнего Востока, в частности Египта, Шумера, Вавилонии, Индии и Китая.
Читать PDF
98.14 кб

Семиотика животных в мифах Древнего Ближнего Востока

Махлина Светлана Тевельевна
В статье показано, что одни и те же животные существовали в разных регионах, что и отразилось на их использовании в мифах шумеров, вавилонян, ассирийцев, в Ханаане. Многие их представления получили отражение в хеттских мифах.
Читать PDF
508.21 кб

Истоки гуманистических исканий философской мысли Древнего Востока

Сергеев Виктор Константинович
Рассматривается философское наследие Древней Индии и Древнего Китая. Автором показано, что первоначальные гуманистические поиски были присущи древневосточной философской мысли.
Читать PDF
725.30 кб

Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм

Богомазова Наталия Леонидовна, Валеева Галина Викторовна
В статье исследуется вопрос взаимоотношения Востока и Запада в рамках древневосточной философской мысли.
Читать PDF
291.80 кб

Регулирование взаимоотношений между«Старшими» и «Младшими» на Древнем Востоке

Корнетова Екатерина Григорьевна
В статье на основе анализа трех выдающихся письменных памятников ародов Древнего Востока законов Хаммурапи, Законов Ману и «Лунь юй» Конфуция рассматриваются особенности зарождения и развития одной из ключевых проблем воспитанияпр
Читать PDF
358.74 кб

Культурные особенности архетипа Великой Матери в мифологии цивилизаций древнего Востока

Леонова Людмила Леонидовна
Статья посвящена культурологическим аспектам архетипа Великой Матери в древневосточных цивилизациях. Автор анализирует истоки возникновения архетипа, его содержание и функции, а также проявление его в мифологических системах
Читать PDF
625.24 кб

Мифологические представления о времени в культурах древних цивилизаций Ближнего Востока

Ильинская Елизавета Александровна
Рассматриваются мифологические представления о времени в культурах древних цивилизаций Ближнего Востока, анализируются взгляды различных исследователей культурных особенностей цивилизаций на дофилософские представления о времени,
Читать PDF
149.04 кб

Проблемы поиска индивида в системе властных взаимоотношений в философии древнего Востока

Никифоров Александр Анатольевич
В статье рассмотрены некоторые проблемы поиска духовности человека, его внутренних переживаний, поиска себя в системе восточных философских учений.
Читать PDF
1.12 мб

Влияние мифов древнего Ближнего Востока на формирование некоторых библейских сюжетов и символики

Карль Нубарян
Статья посвящена происхождению мифа и его символики на Древнем Ближнем Востоке. Выделяются факторы возникновения мифа, раскрывается понятие символического языка.
Читать PDF
431.01 кб

Эволюция табличного метода в истории философии: от мистики Древнего Востока до новоевропейского мышл

Макулин А.В.
В работе проанализирована история инкорпорирования табличных структур в природу философского знания на примере восточной философской традиции и европейской философии от Античности до новоевропейской философской мысли.