в обучении – дидактический принцип обучения.
Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Д. и п. учебного материала предполагает рациональное определение объема знаний и умений, а также глубины раскрытия сущности понятий, законов, теорий, фактов. При этом учитываются период обучения, количество времени, отводимого на изучение материала, его важность в общей системе содержания предмета. При слишком усложненном содержании обучения понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность учащихся, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип Д. и п. ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. При упрощении содержания снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности учащихся. Говоря обобщенно, упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние. Именно в связи с этим одним из принципов развивающего обучения является обучение на достаточно высоком уровне трудности. Преподавателю, мастеру производственного обучения важно умело использовать этот принцип на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным и посильным, в то же время требовало определенных усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание заданий должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учащихся, а находиться в зоне их ближайшего развития, т.е. требовать от них раздумий, размышлений, но таких, которые они могут реально осуществлять под руководством и при соответствующей помощи преподавателя, мастера. Расширение познавательных и учебно-производственных возможностей учащихся происходит в процессе последовательного усложнения тех учебных и практических задач, которые выдвигаются перед ними в ходе учебного процесса и вызывают напряжение их умственных и физических сил. Правильное определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках преподавателя, мастера производственного обучения активизировать процесс учения и расширить познавательные возможности учащихся.
Принцип Д. и п. определяет не только подходы к отбору содержания обучения, но и учитывается при выборе форм и методов учебного процесса. В процессе обучения, по мере повышения учебных и учебно-производственных возможностей учащихся простые формы его организации все больше уступают место более сложным, требующим повышенного уровня активности и самостоятельности учащихся, на смену методам репродуктивным приходят методы проблемно-поисковые, все более широко вместо индуктивного способа подачи и усвоения знаний и умений применяется дедуктивный.
Лит.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.В.А. Скакун