1. «Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна» (Словарь, 1954–3, 1020). Прыгать на доске.
О 1930-х гг.: «Многие из наших детских игр давно вымерли. Например, прыжки на доске. На довольно высокую поперечину (сантиметров 25) кладется длинная прочная доска, и каждый из двух играющих, прыгая на свой конец доски, высоко подбрасывает другого. Тот, опускаясь, должен точно попасть ногами на свой конец доски и силой падения подбросить в свою очередь партнера. И так – подолгу. Прямо цирковой номер! А тогда такие доски встречались на каждом шагу, и прыгали на них в основном девочки...» (Санников, 2001). О 1940-х гг.: «Из ребячьих игр вспоминаю хождение в крапиве и “гигантские шаги”… Но прыганье на гибкой доске было самой распространённой игрой. Некоторые девчонки скакали уже и взрослыми, ломали ноги или руки» (Белов, 2005–1).
О конце 1940-х гг.: «Возле площадки у сараев нам было… [удобно] скакать на доске. Находили среди привезённых на топливо хорошую ровную, не толстую, не тонкую, без сучков и перекосов дощечку, клали на бугорок, подложив ещё по желанию доску или несколько. Получалось вроде весов. Двое вставали по краям. Один давал небольшой толчок, второй, подпрыгнув, ударял посильнее, взлетал то один, то другой. Чем длиннее доска, чем выше она поставлена, тем дальше подлетали, тем интереснее. Руки в стороны, как крылья, невольный вскрик – ух! Стук доски – ты внизу, но уже готова снова взлететь. Упавшего сменяет поджидающий, и так, пока не надоест, или пока не поломается доска» (Казарма, 2000).
О начале 1950-х гг.: «А прыжки на доске! Следи за ритмом, подскочив, держи равновесие, приземляйся точно – не сорвись. Подлетая, чувствуешь упругость своего тела, упругость воздуха, блаженство взлёта» (Казарма, 2000).
О Перми 1961 года: «А то затевали строить ходули. Качели. Подкидные доски – как они прыгали, наши парни, на этих досках: выше облаков!» (Киршин, 2002).
О перв. пол. 1960-х гг.: «С риском быть пойманными мы бежали… с доской в руках, охранники кричали вслед… Доски эти нам были нужны позарез… …Весной… мы… устраивали себе на радость отличный спортивный снаряд: середину доски клали на плоский камень, становились на край и взлетали высоко в небо, стараясь точно опуститься на свой край доски и как можно сильнее ударить по ней ногами. Кто первым слетал с доски, тот и был проигравшим» (Казарма, 2000). ДОСКА 2. «…Пластина, плита специального назначения» (Словарь, 1999–4, 411). Грифельная доска - «[Доска,] на которой пишут грифелем» (Словарь, 1895, 1136); «Грифельная, аспидная доска – пластинка из аспидного сланца, на которой пишут грифелем» (Словарь, 1954–3, 1021). См.: Грифельная доска. Золотая доска - «Особо оформленная (часто мраморная) доска с именами лучших учеников» (Словарь, 1954–3, 1021); «Устар. Особо оформленная (обычно мраморная) доска с именами лучших учеников гимназии, лицея и т. п.» (Словарь, 1993–4, 412). Классная доска - «окрашенная чёрною краскою на подставке или висячая (стенная) доска, на которой пишут мелом» (Словарь, 1895, 1137); «широкая чёрная доска, на которой пишут мелом» (Словарь, 1954–3, 1020); «Приспособление в виде щита, используемое обычно в учебных заведениях для письма мелом» (Словарь, 1993– 4, 411).
О 1860-х гг.: «Классная доска сделана столяром из дерева и выкрашена чёрной краской. Она имеет четырёхугольную форму, стоит на раздвижных ножках или висит на стене. Классная доска всегда остается в классе. На ней пишут мелом» (Ушинский, [1864] 1949–6, 114).
О гимназии в Саратове в конце 1890-х гг.: «Классные доски были больших размеров, на стояках и в раме, и их можно было повернуть на другую сторону, если не хватало места для писания. Бывало и так, что за преподавателя на доске писал один из учеников» (Золотарев, [до 1975] 1995, 60).
О женской гимназии в нач. ХХ в.: «За спиной Чижа выстроились две большие черные доски. Чиж вызывает сразу четырех девочек. Две доказывают теоремы перед классом, а две – по другую сторону досок – раздумывают и чертят. А потом доски поворачивают, и вторая пара отвечает перед классом урок» (Будогоская, [1929] 1988, 16).
О нач. 1950-х гг.: «Стала классная доска / Глаже и черней: / Не написано пока / Ничего на ней… / Отдохнув за много дней, / Оживёт доска, / И появится на ней / Первая строка» (Маршак, 1953, 218–219).
О конце 1950-х гг.: «Марина пишет на доске, / “Заря” сверкает на руке. / Задача что-то нелегка. / “Посмотрим, сколько до звонка?”» (Барто, [1961] 1969–2, 108).
О вт. пол. 1980-х гг.: «У нас в классе был негласное соревнование – кому мыть доску после урока. Мыть доску означало показать себя аккуратной, прилежной ученицей, завоевать расположение учителя. А ещё мыть доску – показать сзади мальчикам, какая ты хорошая девочка» (1001). Натирать воском классную доску - действие школьников, направленное на то, чтобы на классной доске невозможно было писать мелом.
О восьмикласснике в селе Межборном Притобольного р-на в 1998 г.: «Со мной в классе учился мальчик, который часто шел на хитрости, чтобы не получить двойку, а учился он плохо. Однажды перед уроком он натер доску обычной восковой свечкой, и на ней невозможно было писать, урок был сорван» (099). Чёрная доска - «Разг. Стенд со списками провинившихся, отстающих в учёбе, работе» (Словарь, 1993–4, 412).
0.00 байт
Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на э
Автор обращается к проблеме использования такого современного технического средства обучения, как электронная интерактивная доска.