ДОСКА

Найдено 1 определение
ДОСКА
1. «Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна» (Словарь, 1954–3, 1020). Прыгать на доске.
О 1930-х гг.: «Многие из наших детских игр давно вымерли. Например, прыжки на доске. На довольно высокую поперечину (сантиметров 25) кладется длинная прочная доска, и каждый из двух играющих, прыгая на свой конец доски, высоко подбрасывает другого. Тот, опускаясь, должен точно попасть ногами на свой конец доски и силой падения подбросить в свою очередь партнера. И так – подолгу. Прямо цирковой номер! А тогда такие доски встречались на каждом шагу, и прыгали на них в основном девочки...» (Санников, 2001). О 1940-х гг.: «Из ребячьих игр вспоминаю хождение в крапиве и “гигантские шаги”… Но прыганье на гибкой доске было самой распространённой игрой. Некоторые девчонки скакали уже и взрослыми, ломали ноги или руки» (Белов, 2005–1).
О конце 1940-х гг.: «Возле площадки у сараев нам было… [удобно] скакать на доске. Находили среди привезённых на топливо хорошую ровную, не толстую, не тонкую, без сучков и перекосов дощечку, клали на бугорок, подложив ещё по желанию доску или несколько. Получалось вроде весов. Двое вставали по краям. Один давал небольшой толчок, второй, подпрыгнув, ударял посильнее, взлетал то один, то другой. Чем длиннее доска, чем выше она поставлена, тем дальше подлетали, тем интереснее. Руки в стороны, как крылья, невольный вскрик – ух! Стук доски – ты внизу, но уже готова снова взлететь. Упавшего сменяет поджидающий, и так, пока не надоест, или пока не поломается доска» (Казарма, 2000).
О начале 1950-х гг.: «А прыжки на доске! Следи за ритмом, подскочив, держи равновесие, приземляйся точно – не сорвись. Подлетая, чувствуешь упругость своего тела, упругость воздуха, блаженство взлёта» (Казарма, 2000).
О Перми 1961 года: «А то затевали строить ходули. Качели. Подкидные доски – как они прыгали, наши парни, на этих досках: выше облаков!» (Киршин, 2002).
О перв. пол. 1960-х гг.: «С риском быть пойманными мы бежали… с доской в руках, охранники кричали вслед… Доски эти нам были нужны позарез… …Весной… мы… устраивали себе на радость отличный спортивный снаряд: середину доски клали на плоский камень, становились на край и взлетали высоко в небо, стараясь точно опуститься на свой край доски и как можно сильнее ударить по ней ногами. Кто первым слетал с доски, тот и был проигравшим» (Казарма, 2000). ДОСКА 2. «…Пластина, плита специального назначения» (Словарь, 1999–4, 411). Грифельная доска - «[Доска,] на которой пишут грифелем» (Словарь, 1895, 1136); «Грифельная, аспидная доска – пластинка из аспидного сланца, на которой пишут грифелем» (Словарь, 1954–3, 1021). См.: Грифельная доска. Золотая доска - «Особо оформленная (часто мраморная) доска с именами лучших учеников» (Словарь, 1954–3, 1021); «Устар. Особо оформленная (обычно мраморная) доска с именами лучших учеников гимназии, лицея и т. п.» (Словарь, 1993–4, 412). Классная доска - «окрашенная чёрною краскою на подставке или висячая (стенная) доска, на которой пишут мелом» (Словарь, 1895, 1137); «широкая чёрная доска, на которой пишут мелом» (Словарь, 1954–3, 1020); «Приспособление в виде щита, используемое обычно в учебных заведениях для письма мелом» (Словарь, 1993– 4, 411).
О 1860-х гг.: «Классная доска сделана столяром из дерева и выкрашена чёрной краской. Она имеет четырёхугольную форму, стоит на раздвижных ножках или висит на стене. Классная доска всегда остается в классе. На ней пишут мелом» (Ушинский, [1864] 1949–6, 114).
О гимназии в Саратове в конце 1890-х гг.: «Классные доски были больших размеров, на стояках и в раме, и их можно было повернуть на другую сторону, если не хватало места для писания. Бывало и так, что за преподавателя на доске писал один из учеников» (Золотарев, [до 1975] 1995, 60).
О женской гимназии в нач. ХХ в.: «За спиной Чижа выстроились две большие черные доски. Чиж вызывает сразу четырех девочек. Две доказывают теоремы перед классом, а две – по другую сторону досок – раздумывают и чертят. А потом доски поворачивают, и вторая пара отвечает перед классом урок» (Будогоская, [1929] 1988, 16).
О нач. 1950-х гг.: «Стала классная доска / Глаже и черней: / Не написано пока / Ничего на ней… / Отдохнув за много дней, / Оживёт доска, / И появится на ней / Первая строка» (Маршак, 1953, 218–219).
О конце 1950-х гг.: «Марина пишет на доске, / “Заря” сверкает на руке. / Задача что-то нелегка. / “Посмотрим, сколько до звонка?”» (Барто, [1961] 1969–2, 108).
О вт. пол. 1980-х гг.: «У нас в классе был негласное соревнование – кому мыть доску после урока. Мыть доску означало показать себя аккуратной, прилежной ученицей, завоевать расположение учителя. А ещё мыть доску – показать сзади мальчикам, какая ты хорошая девочка» (1001). Натирать воском классную доску - действие школьников, направленное на то, чтобы на классной доске невозможно было писать мелом.
О восьмикласснике в селе Межборном Притобольного р-на в 1998 г.: «Со мной в классе учился мальчик, который часто шел на хитрости, чтобы не получить двойку, а учился он плохо. Однажды перед уроком он натер доску обычной восковой свечкой, и на ней невозможно было писать, урок был сорван» (099). Чёрная доска - «Разг. Стенд со списками провинившихся, отстающих в учёбе, работе» (Словарь, 1993–4, 412).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
282.29 кб

Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на э

Гусакова Екатерина Максимовна
Автор обращается к проблеме использования такого современного технического средства обучения, как электронная интерактивная доска.
Читать PDF
446.28 кб

Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в уч

Чернобай Елена Владимировна
В статье рассматриваются возможности использования интерактивной доски на различных этапах урока, а также определяется роль средства ИКТ нового поколения, как одного из педагогических инструментов в обучении учащихся.
Читать PDF
1.25 мб

Интерактивная доска как экранное техническое средство обучения иностранному языку для реализации сов

Романова Галина Владимировна
Статья рассматривает возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе при обучении иностранному языку.
Читать PDF
298.08 кб

Интерактивная доска как средство интенсификации учебного процесса при изучении курса начертательной

Касперов Георгий Иванович, Калтыгин Александра Львович, Ращупкин Сергей Вячеславович
В данной работе рассматривается применение интерактивной доски (ИД) при изучении курса начертательной геометрии.
Читать PDF
212.83 кб

Интерактивная доска как инновационное средство активизации обучения на уроках математики и информати

Актуганова Ольга Николаевна
В статье представлен опыт применения интерактивной доски на уроках математики и информатики в учебном заведении СПО, акцентировано внимание на основных преимуществах и возможностях ее применения как для педагогов, так и для студен
Читать PDF
755.56 кб

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС "ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА ПОЧЕТА" КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Сташкевич И.Р., Башарина О.В.
Статья отражает современные подходы к выстраиванию профориентационной работы в организациях профессионального образования Челябинской области, обсуждается структура и содержательное наполнение сетевого ресурса «Виртуальная доска п
Читать PDF
581.94 кб

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Бобохина Наталья Александровна, Панина Татьяна Геннадьевна, Родионова Алёна Александровна
Данная статья дает возможность понять, насколько эффективно использование современных средств обучения, таких как робототехника и интерактивная доска.
Читать PDF
500.50 кб

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ, ОБЛАДАЮЩИХ КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ

Браславская Елена Алексеевна
В статье рассматривается проблема клипового мышления у студентов поколения Y и ее решение на занятиях по английскому языку в вузе при помощи включения в образовательный процесс интерактивной доски как средства, помогающего создать

Похожие термины:

  • Магнитная классная доска

    доска для демонстрации средств наглядности.
  • Доска для рисования

    Аналог простого графического редактора на экране вебинара. Позволяет доносить свои мысли образно. Управляется через меню, на котором можно выбрать тип объекта, который вы хотите нарисовать, а зат
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА

    (англ. white board). 1. Средство обучения на основе компьютерных технологий, представляет собой большой экран в виде экрана компьютера, с которым можно взаимодействовать при помощи клавиатуры или специа
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

    (англ. white board). Специальное устройство в виде электронной доски, по функциям напоминающее экран компьютера. Взаимодействие с пользователем осуществляется с помощью клавиатуры или специальных уст
  • КЛАССНАЯ доска

    о 1914 г.: «Во время перемены классная доска – это чёрная трибуна и вечевой колокол класса – покрывается крупными надписями…» (Кассиль, 1935, 109).
  • КРАСНАЯ доска

    доска с фамилиями лучших учеников. О конце ХIХ века в институте благородных девиц: «Ещё одна доска, но уже не чёорная, а красная висела на стене, и на ней красовались фамилии воспитанниц, отличавшихс
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

    (англ. bulletin board system) – частный случай телеконференции, специальная база данных, на которой «вывешиваются» различные объявления и сообщения с целью их обмена.