автобиографическая трилогия (1956–1961) А.Я. Бруштейн. «Бруштейн Александра Яковлевна (1884–1968). Родилась в Прибалтике, в семье врача Я.Е. Яновского, широко образованного человека, неутомимого труженика, образ которого стал центром трилогии “Дорога уходит в даль”… Наиболее значительные её произведения для детей среднего и старшего возраста – повести “Дорога уходит в даль” (1956), “В рассветный час” (1958) и “Весна” (1961), составляющие автобиографич. трилогию. В центре повествования – мир детства Сашеньки Яновской… Трилогия воссоздаёт биографию и моральный облик поколения, формировавшегося в последние годы ХIХ – начале ХХ в…. Особую объёмность, точность, живость придаёт книге безошибочно найденный стиль повествования… Две точки зрения как бы переплетаются: одна принадлежит Сашеньке Яновской, другая – Александре Бруштейн, оценивающей давно пережитое во второй половине ХХ в. Роман – не воспоминание, монологи девятилетней девочки сохраняют все приметы прямой речи. Но иногда внутри одного эпизода интонация меняется и раздаётся другой голос много пережившего и познавшего человека» (Данилкина, 1997, 78–79).
О середине 1960-х гг.: «Тепло были встречены юными читателями роман М. Прилежаевой “Под северным небом”…, повесть В. Осеевой “Динка”, книга А. Бруштейн “Дорога уходит в даль”, ист. повести С. Алексеева…» (Мотяшов, 1967, 15–16).
О конце 1970-х гг.: «А письма 10–12-летних, присылаемые в Дом дет. книги, помогают проникнуть непосредственно в сферу читательских переживаний. Особенно откровенны письма девочек. “Когда я прочитала книгу “Дорога уходит в даль” (А. Бруштейн), – пишет, например, двенадцатилетняя Таня из г. Видное, – мне просто стало необходимо поделиться с кем-нибудь своими чувствами. Это прекрасная книга! Я смеялась вместе с героями этой книги и вместе с ними огорчалась. Мне очень хотелось бы побывать в том времени и увидеть Сашу Яновскую, познакомиться с... (перечислено много персонажей. – Э. С). ...Пока я читала эту книгу, я многое поняла. Мои чувства вряд ли можно передать словами. У меня в голове настоящий муравейник. Я больше ничего не могу понять, то, что со мной творится, нельзя передать словами» (Сандалова, 1982, 7). Автор словаря неоднократно читал и перечитывал трилогию в конце 1970-х гг. – начале 1980-х гг.