организационные формы учебной работы с учащимися. К Д.з. относятся все виды учебной работы с учащимися, проводящиеся, как правило, сверх сетки учебного времени, определенного учебным планом, кроме домашней учебной работы учащихся.
Необходимость проведения Д.з. обусловлена классно-урочной системой обучения, одной из характеристик которой является фронтальное продвижение всей учебной группы в изучении учебного материала предмета, что предполагает сравнительно единый уровень подготовленности учащихся группы; для обеспечения такого единого уровня проводятся Д.з. Д.з. проводятся, как правило, преподавателем соответствующего предмета. Для производственного обучения Д.з. не характерны.
Д.з. по их содержанию и характеру проведения разделяются на занятия со «слабыми», неуспевающими учащимися и занятия с отстающими по причине длительного непосещения уроков. Д.з. с неспевающими, как правило, коллективные, проводятся с учащимися параллельных учебных групп, объединенных во временные группы для проведения таких занятий. Цель таких Д.з. – повышение общего уровня успеваемости учащихся. Д.з. с отстающими учащимися проводятся в основном индивидуально, путем консультаций, совместного разбора выполненных учащимися дополнительных домашних заданий и т.п. Цель таких Д.з. – ликвидация отставания по материалу пропущенных уроков. Для проведения Д.з., прежде всего индивидуальных, опытные преподаватели зачастую привлекают в качестве консультантов наиболее успевающих учащихся, изъявивших желание помочь своим товарищам.
К Д.з. относятся также и плановые консультации (обязательные, групповые и по желанию) при подготовке учащихся к зачетам и экзаменам по предметам, а также к выпускным квалификационным экзаменам (выполнению письменной экзаменационной работы и устному экзамену), которые проводятся не только преподавателем спецтехнологии (специальных предметов), но и преподавателями общетехнических предметов. В определенной степени к Д.з. можно отнести также факультативные занятия по выбору учащихся, а также занятия в предметных и технических кружках (см. Кружки технические).
Лит.: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983.
В.А. Скакун
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ КЛАССЫ И КУРСЫ ПРИ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩАХ – форма
распространения специальных знаний в общеобразовательных учреждениях. Они были различных направлений: промышленные, коммерческие, сельскохозяйственные и мореходные. По сравнению с соответствующими классами и курсами при гимназиях, они отличались значительно меньшей глубиной теоретической подготовки. Задача дополнительных ремесленных классов и курсов при уездных училищах – готовить практических работников-исполнителей. Они давали преимущественно реальное образование.
Н.И. Еналеева