Домовой

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Домовой
мифический образ невидимого хозяина дома, представляемого в виде доброго, но ворчливого маленького седого старичка. По народному поверью каждый дом имеет своего домового, который живет за печкой или в бане (отчего в некоторых местах его называли банником). Домовой тайно помогает вести хозяйство, облегчает труд, охраняет скотину и дом, предсказывает будущее, предупреждает о несчастье. Это, по представлению предков, добрый и рачительный хозяин, хороший воспитатель: ленивых подстегивает и, при случае, наказывает, сердится на семейные ссоры, проучивает за ложь, любит кошек и собак, добр к больным и слабым. Наши предки любили домового, они его как бы кормили, прощали шалости, благодарили за помощь, просили о чем-то. При переезде на новое место жительства, хозяева брали с собой своего домового, имитируя его перенос со старыми углями. Домовому приписывали возраст более 600 лет. Интересно, что «День смеха» 1 апреля возник благодаря домовому. Именно в этот день ему позволялось баловаться, вредничать, шалить, разыгрывать хозяев, разбрасывать вещи, шуметь. Отсюда пошел обычай и людям подшучивать друг над другом и над домовым. В далекие времена считалось, будто хитрость и шутка помогают «водить за нос» домового, разыгрывать его в отместку за его розыгрыши.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОМОВОЙ
«дух, живущий, по мнению простого народа, в домах и смотрящий за домом» (Словарь, 1895, 1107); «по суеверным представлениям – добрый или злой дух, живущий в доме» (Словарь, 1993–4, 367). Запугивать детей домовым.
О нач. ХХ в.: «Самым распространенным методом воспитания ребенка в старое время было запугивание. Запугивали все: дедушка и бабушка, отец и мать, дядюшка и тетушка, сосед и соседка. “Тише, сейчас домового позову”, – обычно слышал расшалившийся ребенок от взрослого. “А где он, домовой-то?”, спрашивает малыш. “На чердаке. Вот если ещё раз забалуешься, – он заберет тебя, отнесет к бабе-яге. Она тебя будет в ступу запрягать, помелом погонять”. После таких угроз ребенок сразу притихает» (Володяева, 1960, 29). Вызывать домового - см.: Вызывания.
О 1989 г.: «Когда я была маленькой (9 лет), мы с сестрой были в пионерском лагере. И там мы вызывали всякую нечисть. Например, бабку-матершинницу… Ещё мы вызывали домового. Оставляли открытой зубную пасту, и потом по всему полу были следы домового этой пастой, а паста была вся выдавлена» (483).
О г. Кировграде Свердловской обл. в середине 1990-х гг.: «Проверяли, есть ли дома домовой. Брали шесть новых карандашей, складывали из них прямоугольник (карандаши между собой соприкасались). Гадали вдвоём, сидя напротив друг друга. Каждый держал по три карандаша. Домового спрашивали о чём-нибудь, карандаши расходились в стороны или поднимались вверх. Если в стороны, то ответ отрицательный, если вверх – положительный» (573).
О селе Ольховка Шадринского района в 1998–2002 гг: «Вызывали домового в 13–17 лет. Я и мои подруги делали так: брали чистый лист бумаги, не менее 10 х 10 сантиметров. Расчерчивали циркулем либо от руки круг. По линии круга писали алфавит от А до Я полностью. В центре круга писались цифры от 0 до 9 и два слова: “да”, “нет”. Затем брали иголку с вдетой в неё недлинной ниткой. Острием ставили в центр круга. В комнате, где вызывали, не должно было быть кошек. Волосы расплетены, обувь снята. Ставили зажженную свечу, выключали свет. Необходимо было настроиться серьезно, иначе, считалось, что мы можем разгневать домового усмешками и шумом. Когда все было готово, брали за кончик нитки и задавали любые вопросы, например: “Как меня зовут?”, “Сколько мне лет?”, а также спрашивали “Как его (домового) зовут?”, “Кто он: мальчик или девочка?”, “Сколько ему лет?”, “Любит ли он нас?”, “Устал ли он?” и др. Нельзя было много его спрашивать, так как он мог утомиться и наврать. Но, что удивительно, на вопрос, например, “Как меня зовут?” иголка двигалась по буквам НАТАША. Когда гадали первый раз, и нитка с иголкой стала двигаться, то было немного жутко. Тот, кто не держал иголку, а только наблюдал за происходящим, не верил в её неестественное движение. Помню, что вызывать домового меня научила моя школьная подруга, хотя мы вместе никогда не вызывали его» (009).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
964.12 кб

Основные дидактические принципы развития художественного восприятия в процессе освоения домовой резь

Амиржанова Айна Шугаевна
Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии основные дидактические принципы развития художественного восприятия студентов и выдвигает следующие положения: научности, наглядн

Похожие термины:

  • ДОМОВОДСТВО

    учебный предмет, вводящий учащихся в кругу знаний и умений в области хозяйственно-бытового труда. Из доклада нар. комиссара просвещения 2 августа 1943 г.: «В женских же школах следовало бы отвести час