ДОМОВОДСТВО

Найдено 1 определение
ДОМОВОДСТВО
учебный предмет, вводящий учащихся в кругу знаний и умений в области хозяйственно-бытового труда. Из доклада нар. комиссара просвещения 2 августа 1943 г.: «В женских же школах следовало бы отвести часы для обучения девочек рукоделию и домоводству…» (Потёмкин, [1943] 1947, 178). Учебный предмет «домоводство» существовал с конца 1950-х гг. до 1967 года: в 1–4 классах – для мальчиков и девочек, а в 5–8 классах – только для девочек. С 1967– 1968 учебного года предмет стал называться «Обслуживающий труд» Ист.: ПС, 1960–1, 352; ТВПО, 1968, 75; СВ, 1967, 66.
О начале 1960-х гг.: «К тому же она потеряла весь свой авторитет и все её стали называть Оля-мода… А дружить с ней девочки начали только тогда, когда учительница по домоводству объявила, что Оля хорошо шьёт и что у неё хозяйственные способности» (Чеповецкий, 1962, 35).
О первой половине 1960-х гг.: «Домоводство – круг дел, связанных с повседневной жизнью и бытом семьи. Это – соблюдение гигиены жилища, оказание первой медицинской помощи, заготовка продуктов и приготовление пищи, кройка и шитье, уход за домашними растениями и животными, всевозможные работы по хозяйству: стирка, крашение, удаление пятен, чистка, штопка и т. д… Школа учит детей домоводству на специальных уроках. В I-IV классах эти уроки проводятся со всеми детьми – мальчиками и девочками, в V-VIII – только с девочками. Они изучают главным образом кройку и шитье» (СВ, 1967, 66).
О первой половине 1960-х гг.: «На последнем уроке у нас было домоводство. Для занятий по домоводству в школе – спец. класс. Там две газовые плиты и буфет с посудой, а посреди комнаты – длинный стол. На уроке мы сидим по обе стороны этого стола, друг против друга… Наша учительница домоводства Миля Степановна – странная женщина. Она очень серьезно нас учит, как готовить разные блюда и сервировать стол, и шить, и всё это она очень хорошо знает, но разговаривает она так, как будто в жизни не читала никаких книг… Ребята её любят. Даже мальчишки ходят на её уроки и тихо сидят, хотя им домоводство учить не обязательно. Сегодня у нас, по словам Мили Степановны, основной вопрос домоводства на Украине: как готовить вареники с творогом. Все наши девочки принесли в школу по сырому яйцу, немного творога и муки. Миля Степановна засучила рукава и принялась за тесто. “Смотрите, – говорила она, – в муке делается вот такое углубление, а в него наливают воду и сырые яйца...” До чего же красиво все это получалось у Мили Степановны! Толстая, румяная, веселая, она все это показывала с таким удовольствием, и так ловко всё у неё выходило, что нашим девочкам хотелось уже скорей самим приняться за тесто для вареников» (Киселев, [1966] 1969, 130–131).
О г. Челябинске в 1985 г.: «Я училась в 6-м классе. Трудовое обучение… всегда было разделено “по половому признаку”: мальчики изучали столярное дело и слесарили, девочки постигали азы домоводства: шили из ситца на швейных машинках трусы, косынки и учились кашеварить. Сначала готовили омлет и варили макароны, потом какой-нибудь супчик, а уж после переходили к выпечке тортов. Продукты для уроков домоводства приносили из дома, распределяя заранее, кто позаботится о сахаре, кто захватит муку, кто сливочное масло. Времена тогда были полуголодные, продукты в дефиците. Потому родители для уроков труда давали их неохотно» (Пегова, 2007, 6).
О девочке-подростке в селе Мальцево Шадринского района в 1996–2002 гг.: «Когда я училась в 5–10 классах, у нас был предмет “Труды”. У мальчиков он так и назывался (труды), а у девочек это было “домоводство”. Там мы учились шить, вязать спицами, крючком, вышивать, готовить пищу, делать различные поделки, подарки и т. п.» (019).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.