ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Найдено 1 определение
ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
форма самостоятельной работы.
Д.у.р.у. проводится, как правило, без непосредственного руководства преподавателя, мастера, но по его заданию. Выполняя домашние задания, учащиеся сами распределяют свое время, определяют порядок работы, самостоятельно контролируют ее результаты, находят и устраняют свои ошибки.
Успех Д.у.р.у. зависят главным образом от того, как прошел урок, как они подготовлены к выполнению домашнего задания.
Связь домашней и классной работы учащихся проявляется в различных формах. В большинстве случаев в ходе домашней работы закрепляется материал, изученный на уроке. Учащиеся повторяют по учебнику, конспектам или другим источникам материал, который был изложен преподавателем на уроке, решают задачи, выполняют упражнения аналогичные тем, которые входили в содержание урока. Иногда домашняя работа представляет собой продолжение классной. Например, на уроке разбирается ход решения сложной задачи, а само решение ее учащиеся должны выполнить дома.
На более поздних этапах обучения, когда учащиеся имеют опыт самостоятельной работы, в содержание домашних заданий включается самостоятельное изучение по книге материала, который лишь кратко объяснил преподаватель на уроке. В ряде случаев домашние задания даются с целью подготовки учащихся к активному восприятию материала, изучаемого на следующем уроке.
Таким образом, систематическая Д.у.р.у. представляет собой органическую часть обучения, является продолжением классной работы на уроке. Домашняя и классная учебная работа должна быть увязана не только по содержанию, но и по объему.
Объем домашних заданий должен определяться с учетом:
учебного режима в течение дня и недели (соотношения дней теоретического и производственного обучения, количества уроков на каждый день и степени их трудности);
динамики работоспособности учащихся (снижение работоспособности к концу недели, начиная с четверга).Общая длительность приготовления домашних заданий, как правило, не должна превышать 2,5–3,0 ч в день.
При определении содержания и объема домашних заданий важно учитывать возможность и целесообразность их индивидуализации применительно к уровню развития и интересам отдельных учащихся. Дифференцированный в разумных пределах подход к этому вопросу дает положительный эффект. Совершенно бесспорна индивидуализация домашних заданий для имеющих пробелы в знаниях, навыках и умениях в результате пропуска занятий.
Таким учащимся преподаватель предлагает наряду с фронтальными домашними заданиями некоторые дополнительные, рассчитанные на восполнение этих пробелов.
Для слабо подготовленных, не справляющихся с программой в отдельных случаях возможны облегченные домашние задания с тем, чтобы постепенно подтянуть их до общего уровня группы. Проявляющим особый интерес к предмету, целесообразно давать индивидуальные задания, углубляющие и расширяющие их знания. Сильным учащимся, которые легко, без напряжения осваивают обязательный материал, дают домашние задания повышенной сложности.
Все домашние задания, характерные для профессиональных учебных заведений, включают четыре основные группы: устные, письменные, графические и учебно-практические, каждая выполняет свою роль в обучении.
К устным домашним заданиям относятся изучение и повторение материала по учебнику, чтение чертежей и схем, подготовка ответов на вопросы на основе изучения различной технической литературы, документации и справочных материалов, анализа производственной деятельности. Устные домашние задания включают также решение качественных задач.
Письменные домашние задания содержат количественные задачи и задания для выполнения расчетов, описания наблюдений во время экскурсий, разработки технологических карт, составления отчетов о лабораторно-практических работах и т.п.
К графическим домашним заданиям относятся различные чертежные работы (эскизирование, изображение разрезов и сечений, вычерчивание деталей и узлов и т.п.), составление схем, графиков, диаграмм, зарисовок по результатам наблюдений и т.п.
В практике изучения специальных предметов широко применяются домашние задания практического характера. Учащиеся по заданию преподавателя, согласованному с мастерами производственного обучения, в процессе домашней учебной работы разрабатывают карты технологических процессов изготовления конкретных деталей, сборки узлов, механизмов с выбором инструментов, определением или расчетом режимов, обоснованием способов контроля, конструируют приспособления, вносят усовершенствования в конструкцию инструментов и т.п. После проверки преподавателем и внесения уточнений учащиеся используют свои разработки на уроках производственного обучения.
Специфическим видом домашних заданий являются межпредметные комплексные задания, выполнение которых требует применения комплекса знаний по специальным, общетехническим и общеобразовательным предметам, а также практических умений и навыков (см. Межпредметные комплексные задания).
Лит.: Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. – М., 1982; Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979; Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М., 1983.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.