внешкольные учреждения, осуществлявшие с 1920-х по 1980-е годы массовую учебно-воспитательную работу, направленную на развитие творческих интересов и индивидуальных способностей детей. Если Дворцы пионеров открывались в столицах союзных республик, областных центрах, то Дома пионеров открывались в «нестоличных» городах и сёлах. О первой половине 1970-х гг.: «В каждом Доме или Дворце пионеров работают различные кружки (шахматный, мат., химический, лит., авиамодельный и др.), дет. творческие объединения (музыкальные ансамбли, хоровые и танцевальные коллективы, драматические студии и т. п.), многочисленные спорт. секции. Каждый школьник может записаться в понравившийся ему кружок или секцию. Занятия в кружках и секциях ведут опытные педагоги, специалисты и тренеры. В Доме пионеров организуются и проводятся пионерские праздники, слёты, конференции, смотры, конкурсы, выставки дет. творчества, олимпиады по предметам шк. программы, военно-спорт. игры, туристические походы… Дома и Дворцы пионеров являются организац. и методич. центрами массовой внешк. учеб.-восп. работы с учащимися. Они оказывают методич. помощь вожатым, старшим пионервожатым и учителям» (Денисова, 1978, 105–107).
О Шадринске в 1988–1989 гг.: «Дом пионеров и школьников. Прохладное ощущение при вспоминании этого учреждения. Меня принимали там в пионеры. Это была какая-то особая честь – быть принятым в пионеры не в своей школе, а в доме пионеров… Заходила я с кемто по пути в дом пионеров еще раз. Там были очень старые дощатые, вытертые ногами, временем, уже без краски полы, полутёмные большие коридоры, крашеные до половины стены. Там был уютный дух, но мне там не понравилось. Там занимались бальными танцами девочки. Я загорелась – тоже хочу учиться танцевать, но меня напугала серьёзность этого здания, его тяжесть. Больше я там не была» (1001).