Долг

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Долг
нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждения совести.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДОЛГ
обязанность, нравственное чувство, определяющее мотивы поведения и переживания человека.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Долг
категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести (69, с. 403].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Долг
этическая категория, означающая нравственные обязанности человека, диктуемые его социальным статусом или выполняемые из побуждений совести; превращение требований нравственности, в равной степени относящегося ко всем людям, в личную задачу конкретного лица.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Долг
одна из основных категорий этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей, принимает форму долга, когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в какой-либо конкретной ситуации.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ДОЛГ
социальное требование, относящееся ко всем людям, как возникающая в определенной ситуации личная задача индивида. Долг как обязанность есть признание человеком необходимости исполнения предписаний нравственного закона. При этом следует отметить, что если закон направлен на все человечество, одинаково подчиненное некоей высшей авторитетной силе, то долг или обязанность применимы к конкретному индивиду. В целом же человек исполняет закон посредством исполнения своего нравственного долга. Не случайно мы отмечаем: "мой долг", "я выполняю свои обязанности", но не говорим: "мой закон" или "я выполняю свой закон". Долг как важнейшая форма нравственного сознания личности и как ключевая санкция нравственного закона представляет собой разумное требование приведения любого поступка в соответствие с нравственным законом.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Долг
духовно-нравственное качество личности, проявляемое как обязанность что-либо исполнить. Область долга безгранична, вся жизнь человека – выполнение долга. Идея долга состоит в том, чтобы делать то дело, на которое человек поставлен, или выполнение которого он взял на себя добровольно. Выполнение человеком своего долга всегда связано с переживаниями внутреннего принуждения – веления совести или свободного самоопределения. В системе воспитания (семейного, школьного) долг понимается как принцип жизнедеятельности, суть которого в лучшем выполнении порученного дела, взятого на себя и положенного по жизни. Следование такому принципу, осознание и верность ему воспитываются с детства. Человек за жизнь выполняет самый разный долг: гражданский, нравственный, общественный, патриотический, товарищеский, сыновний, родительский и т.д. Самый высокий долг, по учению христианской Церкви – это долг по отношению к Богу, осознание своего изначального положения по отношению к Нему.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОЛГ
этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивность морали. Действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями. Русское слово "Д." имеет еще второй смысл (то, что взято взаймы). Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. В книге "Об обязанностях" Цицерон трансформировал стоическое учение о Д. таким образом, что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделял обязанности на "совершенные", которые может достичь только мудрец, и "обыкновенные", или "средние", которые касаются всех людей. Фома Аквинский обосновывал Д., исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на ее достижение, также становятся необходимыми, т.е. обязанностями, Д. Согласно противоположной точке зрения (Августин, Дунс Скот, Оккам), источником норм и обязанностей является ничем не скованная воля Бога. Новой попыткой синтеза этих аспектов в рамках новоевропейской теории естественного права стала версия Д., согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, зафиксированным в соглашении. В своей этике (принято называть ее этикой Д.) Кант связывал с понятием Д. специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является Д. Нравственный закон является абсолютно необходимым, всеобщим и общезначимым. Он был бы единственным основанием разумной воли, если бы речь шла о совершенном разумном существе. Однако человек несовершенен, ибо на его волю помимо разума воздействуют склонности, и для него нравственный закон выступает в форме безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон обретает действенность, является Д. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; Д. и категорический императив - по сути дела одно и то же. Д. принимает в расчет только способность максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чем говорит первая формулировка категорического императива. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Вторая формулировка категорического императива вменяет в Д. относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Третья - рассматривает нравственный закон как автономию воли. Д. есть моральный закон, явленный как человеческий мотив. Механизм Д. - уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Понятие "уважение", присоединенное к двум другим понятиям: "необходимость поступка" и "закон" дает определение Д. - это "необходимость поступка из уважения к закону". В современной философии ценностный статус Д. снижен, Д. смещается на периферию моральной жизни.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОЛГ
категория этики, выражающая нравств. задачу отд. человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, охватывающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории человечества содержание Д. толковалось различно в зависимости от конкретных проблем общества и понимания обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху. Как морально-этич. понятие Д. обозначает безусловную необходимость воплощения в поступках морального идеала, т.е. соблюдение справедливости, содействие благу др. людей и стремление к личному самосовершенствованию. Д. является наиб. общим нравств. требованием: человек должен творить добро. В этом отношении Д. отличается от др. типов повеления и детерминации поведения — утилитарно-конъюнктурного и политического. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формируется обществом и предъявляется к ним), то Д. — это отношение личности к обществу.
Моральное долженствование противостоит действительности и выражает неудовлетворенность человека сущим и сознание необходимости изменить его, ибо только в активном противостоянии стихийно складывающемуся порядку вещей (как вокруг себя, так и в себе самом) человек может осуществить добро и ограничить зло. С этим связаны две существ, черты Д. — абсолютность и формальность. Д. абсолютен, т. к. не зависит от преходящих обстоятельств, авторитетов, влияний обществ. мнения, желания получить награду, добиться личного счастья и т. п. Источник Д. представители этич. учений видели по-разному: в стоицизме, натуралистич. и эволюц. этике — в природе, в теологии и объективном идеализме — в нек-ром высшем, сверхестеств. начале, в филос. реализме — в человеке (но не конкретном, а «родовом» — представителе человечества). Д. формален, ибо его действит. содержание раскрывается через понятия добра, совершенства, идеала. Человек воплощает моральное требование в жизни, руководствуясь разумом и совестью, свободно самоопределяясь, преследуя цели, к-рые могли бы быть приняты каждым честным человеком. Только при соблюдении этих формальных условий может быть совершен моральный поступок: человек претворяет добро, лишь исполняя свой Д., т.е. самоограничивая себя, обнаруживая свою независимость. Не случайно в ряде этич. концепций (стоицизм, И. Кант, И. Г. Фихте) Д. рассматривался как одна из ключевых категорий.
Содержание Д. конкретизируется в разнообразных обязанностях человека по отношению к самому себе и по отношению к др. людям (напр., Д. гражданина, семьянина, дружбы, товарищества и др.). Но не всякие обязанности, фиксирующие социальные, проф., семейные и др. статусы человека и называемые Д., согласуются с Д. человека как моральной личности. Напр., воинский Д. предполагает выполнение солдатом всех приказаний командира, с моральной же точки зрения солдат вправе отказаться от исполнения приказов, нарушающих нормы человечности и гуманности. При этом в любой ситуации человек сам определяет, что ему повелевает Д. и тем самым обнаруживает меру своей ответственности. Воспитание чувства Д. не должно подменяться формированием исполнительности или послушания, наоборот, оно должно включать развитие способности к самосознанию, ответственности, требовательности к себе, чувства сострадательности, терпимости по отношению к др. людям.
Р. Г — Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
478.49 кб

Академик Матвеев: «Самое главное в жизни - это любовь, творчество и долг перед людьми»

Похожие термины:

  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ ДОЛГ

    Видение нравственного идеала. Осознание нравственного идеала как ценности. Желание достижения нравственного идеала ради высшего блага. Решимость в осуществлении желаемой цели. "Сознание долга н
  • ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ

    совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом.
  • Педагогический долг

    профессионально переживаемое чувство, а также положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как внутреннее принятие обязательств ответственности по отношению к своим восп
  • ДОЛГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    система нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление педагогом профессиональной деятельности.
  • Долг профессионально-педагогический

    ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника
  • Профессиональный долг

    совокупность требований, моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности – представителю той или иной профессии.
  • СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ

    этическая категория, обозначающая совокупность писаных и неписаных обязанностей оплачиваемого работника, определяющих социально-экономический смысл его деятельности. В своем конкретном содерж
  • ДОЛГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    система нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление социальным педагогом профессиональной деятельности.