Доклад

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Доклад
публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Доклад
вид самостоятельной работы. В процессе подготовки доклада у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДОКЛАД
1. Вид монологической речи, публичное развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Ср. рассказ, лекция, речь, выступление. 2. Прием обучения в условиях преподавания языка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДОКЛАД
один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц, имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Доклад
вид самостоятельной работы, публичное сообщение на определенную тему. В вузе Д. используется в обучении разным учебным дисциплинам, в т.ч. методике изобразительного искусства на аудиторных занятиях, научных студенческих конференциях. Д. – эффективное средство формирования исследовательских умений, развития научного стиля речи студентов. Подготовка к Д.: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написание текста Д., выступление с Д., обсуждение Д. Работа над Д. обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности студентов в изучении курса методики. Д. делается лишь по тезисам, без полного текста. При оценке Д. учитываются как его содержание, форма, так и культура речи докладчика. В свете требований реформы высшего образования РБ роль Д. возрастает, особенно на старших курсах.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

Доклад
методический прием исследовательского метода изучения литературы (по Л.Ф. Мирошниченко), или же одна из творческих форм развития устной речи учащихся. Деятельность школьника, который должен представить Д. в классе, включает в себя следующие этапы: а) выбор темы, создание плана Д. (осуществляется вместе с учителем); б) знакомство с соответствующими научными источниками, целенаправленная их обработка (под руководством учителя); в) создание черновика Д., консультация относительно целесообразности доработки соответствующих научных материалов; г) подготовка к чтению Д. в классе, создание условий для «обратной связи» между учеником, который делает Д., и его одноклассниками; д) преставление учеником Д. в классе; анализ этого процесса, который делается совместно учителем и учеником (в зависимости от конкретных условий, к этому анализу могут быть привлечены и другие учащиеся класса) [3]. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

ДОКЛАД
информативный речевой жанр публичной речи — научной, деловой и политической сфер. Во всех случаях автор Д. называется докладчиком.
Д. предполагает изложение большого объёма информации, относящейся к одной проблеме. Изложение этой информации должно быть аргументированным и иллюстрированным фактами и примерами, текст Д. — хорошо структурирован.
В научной сфере Д. относится к устным жанрам, но обычно имеет письменный (прото)текст, который оглашается на заседаниях Учёных советов, кафедр, а также на конференциях, чтениях, конгрессах. Произнесению Д. могут предшествовать авторские Тезисы (см.).
В системе научных жанров Д. противопоставлен, с одной стороны, Сообщению (см.); с другой — Лекции (см.). Первое противопоставление касается времени (сообщение — 10-15 минут, Д .— 20 минут и более), объёма информации и глубины рассмотрения проблемы. Второе — адресата, точнее соотношения уровней компетенции: докладчик обращается к адресату, как минимум, одного с ним уровня компетентности, а лектор — заведомо более низкого, как, напр., профессор/студенты или слушатели курсов повышения квалификации; отсюда в Д. минимум разъяснений и Метатекста (см.).
Современное научное общение предполагает учёт фактора адресата: поощряется подготовка текстовых и визуальных раздаточных материалов для слушателей. Ценится визуализация изложения с использованием мультимедийных проекторов: презентация со схемами, графиками, текстовыми иллюстрациями. Отступление от канонов жанра Д. считается серьёзным недостатком речевой культуры.
Д., как правило, служит основой для позднее публикуемой статьи, что предполагает переход от устной фактуры речи к письменной с учётом специфики последней. Этикет научной сферы речи предполагает указание на это обстоятельство в статье, чаще всего в подстрочной сноске.
В практике отечественного образования культивируются Д. студентов — как научные на конференциях, так и в рамках учебных курсов — учебные, реферативного характера, что позволяет самостоятельно разобраться в одном из аспектов изучаемой проблемы и публично доложить своё представление о нём. При этом от студента требуется владение научной терминологией, навыками устной публичной речи. Особое внимание стоит уделить метатексту Д.
В деловой сфере общения Д. — письменный жанр (документ), автором которого выступает руководитель. Содержание его составляет анализ и оценка положения дел во вверенной ему организации. Д. бывает отчётным или проблемным, предполагает его оглашение и обсуждение его главных идей и оценок (прения по Д.). Современная практика делового общения предполагает высокий уровень владения жанром Д., информация о его структуре, композиции, стилистике входит в пособия и тренинги по деловой коммуникации.
В политической сфере автором Д. выступает высокое должностное лицо, руководитель. Содержание такого Д. составляет анализ и оценка положения дел во вверенном ему учреждении или области общественной деятельности. Выдвижение Д. в центр публичной политической жизни происходило в советской словесной культуре, при этом Д. приближался к документу. Так, Д. Генерального секретаря ЦК КПСС на съездах КПСС, Пленумах ЦК были важнейшими документами в политической жизни страны, изучались в курсе «История КПСС» и в системе политпросвещения.
Лит.: Романенко А.П., Саджи-Гаряева З.С. Общефилологические основания советской жанровой системы // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002; Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. М., 2002; Современная русская устная научная речь / под ред. О.А. Лаптевой. Т.1. Красноярск, 1985; Троянская Е.С. Особенности жанров научной литературы и отбор текстов на различных этапах обучения научных работников иностранному языку // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты / отв. ред. М.Я. Цвилинг. М., 1985.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

2005. 03. 053. Доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Российской федерации, 2003

Былов В. Г.
Читать PDF

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ, РОССИИ И СТРАН СНГ (ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД)

Лазебник Л.Б., Конев Ю.В.
Читать PDF

Доклад «о состоянии международных обменов префектуры Тоттори по вопросам туризма и сервиса»

Сатоси Ногава
Читать PDF

Библиологическая психология и литературоведение. Доклад обществу любителей Российской словесности, ч

Рубакин Н. А.
Читать PDF

Специфика гуманитарного знания как теоретическая проблема (доклад на заседании ученого Совета ИНИОН

Скворцов Л. В.
Читать PDF

Государственный доклад о состоянии культуры в России и реальное положение дел

Шульгин Павел Матвеевич
Читать PDF

Стенограмма заседания отделения психологии и возрастной физиологи РАО 15 апреля 2009 г. Доклад Валер

Анализируются условия, предпосылки и механизмы развития и бытия личности, структура самосознания и внутренняя позиция личности.
Читать PDF

Доклад российских ученых на региональной конференции Международного общества фармакоэкономических ис

Читать PDF

Приложение 2. Доклад об эволюции семьи в Европе

Перевод с английского языка А.А. Пауль.
Читать PDF

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ (ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА "ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Фишман Ольга Михайловна
В выступлении затрагиваются актуальные проблемы организации и методики полевых исследований: повторные полевые исследования, методика работы с информантами разного возраста и с нерусским населением, этические аспекты полевой работ
Читать PDF

Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печ

Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году
Читать PDF

Доклад федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печ

Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАУЧНЫЙ ДОКЛАД

    научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории [30, c. 22].
  • ДОКЛАД учащихся

    вид самостоятельной работы. В процессе подготовки Д. у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.
  • ЕЖЕГОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    официальный документ, подготавливаемый в целях обеспечения государственных органов управления и граждан России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и т
  • Первоначальный доклад о выполнении Конвенции о правах ребенка

    В соответствии со статьей 44 Конвенции, государства-участники обязуются представлять Комитету по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрес
  • ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

    готовится соискателем на основании ранее опубликованных им и известных широкому кругу научной общественности работ, имеющих важное значение для науки и практики. Объем диссертации в виде научно
  • ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

    документ, адресованный руководителю вышестоящей организации и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями. Д. з. состоит из двух частей: в первой (вводной) из
  • Тезисы докладов

    сообщений) — сборник, содержащий материалы научной конференции, семинара, съезда или симпозиума, опубликованные до начала его работы для предварительного ознакомления. Тезисы — это очень коротк
  • ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты кал сообщения).