Добро

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОБРО
категория этики, отражающая положительные нравственные значения явлений общественной и личной жизни человека в их отношении к идеалу.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Добро
это духовно-нравственная категория, с помощью которой человек выражает высокую положительную оценку какого-либо явления или действия. Понятие добра (и зла) входит во все культуры и религии мира. Как модус духовности, оно отражает отношение человека к идеалу и выражает идеал. Делание добра показывает уровень духовного развития человека. Согласно православию, добро имеет божественное происхождение; присутствие критериев добра в человеческом сознании задано свыше, а потому оно независимо от жизненных ситуаций. Но к добру, его пониманию и особенно созиданию, человека надо вести. Принуждением этого не сделать. Только воспитание в свободе – путь к добру. На этом должны основываться вся отечественная педагогика, семейное и школьное воспитание. Ученые утверждают, что действия и состояния человека, определяемые как добро, ведут к увеличению биологического потенциала вида.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОБРО
категория этики, отражающая положит. нравств. значения явлений обществ. и личной жизни человека в их отношении к идеалу; одно из наиболее общих понятий морального обществ. сознания. Противоположность Д. — зло. В зависимости от того, что именно оценивается (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения или социальная деятельность людей и т. д.), Д. приобретает форму более конкретных понятий — благодеяния, добродетели, справедливости и т. п. В обыденном сознании содержание понятия Д. помимо моральных явлений включает и др. положит. ценности, к-рые отождествляются с благом, обозначают приятное (см. Гедонизм), полезное (см. Польза), целесообразное, отвечающее интересам тех или иных социальных групп. В ряде случаев трудно правильно определить грань между действиями, направленными на удовлетворение частных и общих интересов, между оценками, сделанными под воздействием преходящих обстоятельств, и суждениями, имеющими общечеловеческое основание, между решениями, обусловленными субъективными желаниями или актуальными в данный момент потребностями, и решениями, вдохновленными стремлением к идеалу. В ист. плане Д. обозначает те действия и обществ. начинания, к-рые помогают преодолению разобщенности и отчуждения между людьми, утверждению взаимопонимания, морального равенства и братского единства. Такое понимание Д. способствует независимости человека в его стремлении к идеалу от собств. прихотей (см. Аскетизм), от материальной нужды, от группового и обществ. давления на личность и задает гуманистич. определенность ист. и ситуативным конкретизациям Д.
В идее Д. отражается стремление человека к совершенству. Содержание Д. обретает практич. направленность в его противоположности злу, воплощается в поступках, в качествах личности, когда оно осознается ею как антитеза зла. Выбирая Д., человек должен определить свое отношение ко злу, понять необходимость его искоренения и преодоления причин, породивших данную противоположность Д. и зла. Идея Д. обретает свою социальную конкретность не просто в противоположности злу, но лишь будучи претворенной в обязанностях человека перед др. людьми и перед самим собой.
Проблема отношения Д. и долга ставилась еще классич. философией. Эти понятия в идеальном виде отражают разные, но взаимоопосредованные моменты механизма регуляции поведения людей. Д. как цель оказывает регулятивное воздействие на поведение людей и тем самым выступает в виде социального требования, долженствования. Р. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДОБРО
в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения: 1.представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2.сам этот стандарт. Д. в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д. В морали и этике вырабатывается более строгое понятие собственно морального Д.: добро осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений, как характеристика действий, совершенных свободно, ради них самих, а также сознательно соотнесенных с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом (см.Совершенство). Позитивное нормативно-ценностное содержание Д. заключается в преодолении обособленности, разобщен- ности и отчуждения между людьми (см. Золотое правило, Милосердие). Различается понимание Д. в относительном и абсолютном смысле: в первом значении "доброе" - это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит ценное ради чего-то другого; в другом - "доброе" есть выражение Д. как такового, т.е. ценного самого по себе, не обусловленного внеморальными качествами. Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. 1.Д. и зло содержательно взаимоопределенны и познаются в антитетическом единстве, одно через другое. 2.Формальное перенесение диалектики Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека и способно вести к моральному релятивизму; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу. 3.Понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к Д. 4.Д. и зло функционально взаимообусловлены: Д. нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное Д. - это деяние Д., т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. "Сбалансированные" на уровне понятий, Д. и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело - вершить Д. или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом - меньшее; с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо Д. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для людей, чем Д. милосердия - созидательно.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
332.64 кб

Педагогическое добро и зло: завершая дискуссию

Бенин В. Л.
Читать PDF
123.84 кб

Добро и зло в картине мира современного ребенка

Абраменкова В. В.
Добро и зло важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое как должное, положительное, гармоничное; второе как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное.
Читать PDF
2.94 мб

Интегративный элективный курс «Добро пожаловать в Кемерово»

Малыхина Мария Николаевна, Бодрова Елена Николаевна, Денисенко Елена Владимировна
Работа представляет программу элективного интегрированного курса, который предназначен для изучения истории родного края (краеведение) и английского языка.
Читать PDF
516.34 кб

Педагогическая роль ежегодного марафона «Твори добро»

Мальцева О. В.
Читать PDF
443.20 кб

Добро пожаловать в высшую школу экономики: экспресс-курс по адаптации молодого преподавателя рецензи

Маркин Максим Евгеньевич
Читать PDF
497.88 кб

«Интернет - добро или зло?» осознание интернет-зависимости подростками

Мозговкина Е.В.
Читать PDF
4.29 мб

Кто творит добро?

М. В. Титтель, С. Г. Логункова, Н. Н. Муравлева

Похожие термины:

  • ДОБРО пожаловать или Посторонним вход воспрещен

    фильм 1964 года о приключениях мальчика в пионерском лагере. «Как интересно и весело смотреть фильм “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен” о пионерском лагере, о смешных и серьёзных зл