ДНЕПРОВ Эдуард Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДНЕПРОВ Эдуард Дмитриевич
д-р педагогических наук (1994), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики). В 1988-89 руководитель ВНИК "Школа". В 1990-92 министр образования РФ. См. также Российская академия образования (РАО)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДНЕПРОВ Эдуард Дмитриевич
р 10 12 1936, Москва), деятель образования, историк, акад РАО (1992), д-р пед.наук (1994) Получил военно-морское образование, в 1961 окончил ф-т журналистики ЛГУ С 1971 работал в системе АПН. В 1974—76 гл. ред. изд-ва «Педагогика». В 1978—88 в НИИ общей педагогики. В 1988—89 руководитель Временного науч. коллектива «Школа», преобразованного в 1990 в Центр пед. инноваций (дир. до 1990). В 1990—92 Мин. образования Рос. Федерации. В 1993—94 советник президента Рос. Федерации по вопросам политики в области образования и гуманитарных реформ. С 1995 дир. Федерального ин-та планирования образования.
С 60-х гг. исследовал историю системы образования в России и обществ.-пед. движение. Инициатор науч. публикации для широкого читателя отеч. и мирового пед. наследия, в т. ч. в серии «Пед. б-ка» (с 1974). В сотрудничестве с науч. б-кой им. К. Д. Ушинского подготовил фундамент, библиографич. указатель «Сов. лит-ра по истории школы и педагогики дореволюц. России» (ротапринт, 1979). Науч. ред. аннотир. указателя отеч. библиографич. пособий, опубл. с сер. 19 в., — «Народное образование. Пед. науки» (изд. ГБЛ; 1981). В кн. «Сов. историография отеч. школы и педагогики. 1918—1977. Проблемы, тенденции, перспективы» (1981) обосновал необходимость изучения на принципах системного подхода истории образования как самостоят. области ист.-пед. знания. Участвовал в подготовке «Очерков истории школы и пед. мысли народов СССР» (изд. с 1973; соавт. глав и ред. неск. томов).
Активный участник разработки правовой базы шк. реформы в Рос. Федерации, Закона об образовании (принят в 1992). Участвовал в разработке обновленного содержания шк. образования и его новой структуры, программы практич. осуществления реформ («Рос. образование в переходный период», совм. с В. С. Лазаревым и В. С. Собкиным; 1991).
Соч.: Четвертая шк. реформа в России, М., 1994; Пересмотр Закона об образовании: опасности и необходимость, М., 1995; Шк. реформа между «вчера» и «завтра», М., 1996.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДНЕПРОВ Эдуард Дмитриевич
родился 10 декабря 1936 г. в Москве; деятель образования и педагогической науки, академик РАО (1992), доктор педагогических наук (1994). В 1958 г. окончил высшее военно-морское училище, в 1961 г. – факультет журналистики ЛГУ. В 1958–1971 гг. служил в военно-морском флоте. С 1971 г. – в системе АПН СССР, в 1974–1976 гг. – главный редактор издательства «Педагогика», в 1976–1978 гг. возглавлял отдел научно-педагогической информации, в 1978–1988 гг. – лабораторию истории школы и педагогики дореволюционной России в НИИ общей педагогики. В 1988– 1989 гг. – руководитель ВНИК «Школа», в 1989–1990 гг. – директор Центра педагогических инноваций. В 1990–1992 гг. – Министр образования РФ, 1993–1994 гг. – Советник Президента РФ по вопросам политики в области образования и гуманитарных реформ. С 1995 г. – руководитель исследовательского направления «Наука, культура, образование» Аналитического центра при Президенте РФ и директор Федерального института планирования образования.
В 70-х – начале 80-х гг. основная сфера научной деятельности Днепрова Э.Д. – история педагогики. Главное внимание уделял разработке методологических проблем, истории образовательной политики и общественно-педагогических движений, исследованию развития системы образования в России. Выступил как инициатор методологического, теоретического и конкретно-исторического обновления истории педагогики, широкой публикации отечественного и мирового педагогического наследия, в том числе в серии «Педагогическая библиотека», а также фундаментальной разработкипедагогической библиографии и таких новых направлений в истории педагогики, как философия и теория образования, политическая история образования, педагогическая историография, историко-педагогическое историковедение, историческая география образования и др. Существенно расширил тематику историко-педагогических исследований и усовершенствовал их методы. Активный участник методологических дискуссий в истории педагогики. Показал неправомерность искусственного сужения предмета истории педагогики и выведения проблем образования за его рамки. Впервые обосновал необходимость специального изучения истории образования как самостоятельной области историко-педагогических исследований. Разработал целостную концепцию изучения истории образования и предложил основные направления исследований в этой области. Выделил историю образования как самостоятельный комплекс проблем, равноправный проблемам теории педагогики. Раскрыл сущность, принципы и специфику системного подхода в истории образования, сравнительно исторического, типологического, историко-статистического анализа образовательных явлений и процессов. Один из основных авторов и редактор ряда томов «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР».
С начала 80-х гг. Днепров Э.Д. – инициатор и организатор перестройки школы и педагогической науки, возрождения общественно-педагогического движения. Созданный и возглавляемый им ВНИК «Школа» стал не только главной научной опорой, но и символом этого движения и перестройки образования. Днепров Э.Д. – основной разработчик документов, созданных ВНИКом «Школа», в которых получили отражение новая философия и идеология образования, принципы создания новой государственно-общественной системы управления школьным делом, основы правовой и экономической реформ в области образования. Помимо Концепции общего среднего образования и нового Положения о средней общеобразовательной школе, одобренных Всесоюзным съездом работников народного образования в 1988 г., под руководством и при непосредственном участии Днепрова Э.Д. были разработаны также новые подходы к строительству национальной школы, принципы создания и деятельности экспериментальных площадок в образовании и авторских школ, новые концепции и программы преподавания учебных предметов средней общеобразовательной школы, концепция и программы дошкольного воспитания, трудового воспитания и обучения и др. Эти документы дали мощный импульс развитию нового педагогического мышления, заложили прочный фундамент обновления школы.
Деятельность Днепрова Э.Д. как реформатора школы получила высокую оценку в России и за рубежом, что нашло отражение в факте избрания его Верховным Советом РФ на должность министра образования. Будучи министром, Днепров Э.Д. развернул активную деятельность по реализации российской образовательной реформы, которая существенно опередила реформы в других сферах государственной и общественной жизни. Им были выдвинуты десять базовых принципов реформы российского образования и новые принципы образовательной политики. Совместно с В.С. Лазаревым и В.С. Собкиным им была подготовлена первая комплексная программа практического проведения реформы – «Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития». В этой программе, помимо системно-целевого анализа состояния образования, давались прогноз и основные направления развития сферы образования в условиях перехода к рыночной экономике. Днепровым Э.Д. были проведены демократизация управления образованием, обновлено содержание и структура школьного и педагогического образования, заложены основы регионализации образовательной системы и возрождения национальной школы, юридической, финансовой и организационно-управленческой самостоятельности образовательных учреждений, приняты необходимые меры по поддержке и развитию инновационного движения в образовании, по социальной поддержке учительства и дифференцированной оплате его труда путем введения Единой тарифной сетки оплаты труда.
В своей деятельности Днепров Э.Д. органически сочетает глубокие исторические и теоретические исследования с публицистической, общественной и организаторской работой по утверждению демократических и гуманистических принципов строительство российской школы.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
405.35 кб

Эдуарду Дмитриевичу днепрову 75 лет

Редким людям выпадает судьба не только описывать историю, но и творить ее. К их числу, по праву, принадлежит академик РАО, доктор педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров.