ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
разностороннее развитие этого вида образования, расширение перечня образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих, в свою очередь, расширение номенклатуры, характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования, включая практическое (производственное) обучение. Диверсификация профессионального образования находит свое выражение в расширении номенклатуры предлагаемых образовательных услуг по их уровню (например, для рабочих, специалистов среднего и высшего звена); по содержанию (подготовка (первоначальное обучение) рабочих, переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов, обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации рабо чих и специалистов); наконец, по способам реализации образовательных услуг (появление наряду с традиционными новых форм и методов профессионального обучения, в том числе подготовка предпринимателей в молодежных социально-деловых (социально-предпринимательских) центрах.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Единая государственная система профессионального образования, которая существовала в нашей стране, позволила не только совершить культурную революцию, но и достигнуть наиболее высокого и общепризнанного в мире уровня профессиональной подготовки. Это подтверждают общеизвестные факты: в 50-е гг. СССР вышел на 3-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи (т.е. уровню образования, позволяющего выполнять работы, требующие не «общественных рук», а «общественного мозга»), который составил 9% против 19% в США и 14% в Канаде. Уже в 60-е гг. этот показатель составил 20–21% и вывел страну на 2-е место после США. Однако в последние десятилетия наметился кризис и в нашей системе образования, который был обусловлен переходом экономики России на рыночные отношения. В образовании, как цепная реакция, стали наблюдаться такие явления, как его невостребованность, снижение престижа в обществе, жесткая централизация его управления, сокращение финансирования и социальных льгот обучающимся. Это вызвало необходимость изменения целей образования: на сменуудовлетворения потребностей в кадрах экономической и социальной сфер пришло удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного вектора, в получении избранного профессионального образования и квалификации по всему полю профессиональной деятельности, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии. Такая постановка целей расширяет сферу деятельности образования, что позволяет рассматривать Д.п.о. как социально-педагогическое явление, характеризующее современный период развития профессионального образования.
На возникновение Д.п.о. повлияли три основные причины. Первая – изменение структуры экономики, выразившееся в создании огромного количества разнородных образований, и одновременный спад производства; возникновение ажиотажного спроса на группы профессий и специальностей сферы услуг и снижение спроса на высококвалифицированные кадры. Одновременно с этим идет процесс уменьшения государственного финансирования и переход на многоканальное, в том числе негосударственное финансирование.
Вторая – изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда личность вправе сама выбирать образовательные траектории сообразно своим возможностям, запросам и потребностям. Развитие конкуренции на рынке труда усложнило социально- психологические условия деятельности и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений; ускорило образование и развитие новых моделей подготовки рабочих и специалистов; сформировало новые отношения между субъектами образовательного процесса: абитуриент, как потребитель образовательных услуг, образовательное учреждение – производитель этих услуг, а выпускник становится продавцом своей квалификации и способностей.
Третья – изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве. Изменение целей образования, процессы гуманизации и демократизации привели к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, что отразилось на инновационной деятельности учебных заведений в области содержания образования и педагогических технологий, расширении их профессионального поля деятельности. Последнее послужило возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, а также укреплению позиций образовательных учреждений нового типа, осуществляющих многопрофильную, многоуровневую и многоступенчатую подготовку кадров
– профессиональных лицеев и колледжей.
Д.п.о. можно рассматривать в нескольких аспектах:
– по уровням профессионального образования;
– по типам образовательных учреждений;
– по содержанию образовательных программ как по уровням образования, так и внутри каждого уровня;
– по базовому образованию;
– по будущей профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации;
– по организационным формам, методам и средствам обучения;
– по документам, удостоверяющим квалификацию выпускника;
– по осуществляемому финансированию.
В конце 80-х гг. классическая структура профессионального образования, которая диверсифицировалась по трем уровням (профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее), претерпевает изменения с введением понятия «повышенное профессиональное образование». Новая структура профессионального образования имеет следующий вид:
Уровни профессионального образования, Подуровни профессионального образования Начальное профессиональное образование, обычный повышенныйСреднее профессиональное образование, базовый повышенный Высшее образование, академический бакалавриат магистратура
Выше перечисленные подуровни профессионального образования выделились и сформировались с появлением различных типов профессиональных образовательных учреждений (профессиональные лицеи и колледжи, различные виды университетов и академий, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др.) и в связи с разработкой и введением государственных образовательных стандартов.
Диверсификацию по содержанию образовательных программ доказывают действующие Перечень профессий начального профессионального образования и Классификаторы специальностей среднего профессионального и высшего образования, которые осуществляют деление образования по профилям подготовки, по группам профессий и специальностей, по большому практически неограниченному количеству специализаций. Одним из принципов, обеспечивающих диверсификацию профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации является принцип гибкости, который позволяет оперативно перестраивать содержание образования в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и заказчиков к подготовке кадров, а также учитывать региональные и национальные особенности, личные запросы и интересы обучаемых.
Диверсификация по базовому образованию подразумевает осуществление возможностей получения профессиональных знаний, навыков и умений на различных этапах обучения:
1) в общеобразовательной школе в V–IX классах – ранняя профориентация. Такое обучение должно быть подтверждено соответствующим документом, например сертификатом;
2) в общеобразовательной школе в X–XI классах – профориентация и профессиональная подготовка, которая подтверждается квалификационным удостоверением;
3) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования – профессиональное обучение, подтверждаемое такими документами, как квалификационное удостоверение, диплом о начальном профессиональном образовании, диплом о начальном профессиональном образовании повышенного уровня, диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня, диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня;
4) в образовательных учреждениях высшего образования – дипломы высшего образования, в том числе и о втором высшем образовании.
Диверсификация по принадлежности к собственности и осуществляемому финансированию. Учреждения профессионального образования могут находиться в:
государственной федеральной собственности;
государственной собственности субъектов Российской Федерации; муниципальной собственности;
негосударственной собственности.
При этом вопросы финансирования и собственности могут решаться относительно независимо. Действующая в настоящее время схема финансирования, в основном из федерального бюджета, слабо стимулирует интерес субъектов федерации и работодателей к развитию системы профессионального образования. Бюджет профессионального образовательного учреждения должен учитывать:
реализацию профессиональной образовательной программы (заработная плата инженерно- педагогических работников; развитие и укрепление учебно-материальной базы; приобретение сырья, расходных горюче-смазочных материалов; приобретение или разработка учебно-программной документации, литературы и средств обучения);реализацию общеобразовательной программы (заработная плата преподавателей, приобретение учебной литературы);
социальную защиту обучаемых – (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием, санаторно-оздоровительные мероприятия);
оплату коммунальных услуг;
заработную плату администрации и технического персонала.
Бюджет образовательного учреждения необходимо формировать по модели многоуровневого и многоканального финансирования, где многоуровневость предполагает следующие уровни: федеральный, субъектов Федерации, муниципальный. Бюджет образовательного учреждения необходимо дополнять внебюджетными средствами, которые обеспечивают многоканальность поступления этих средств. Среди них могут быть: доходы от производственной деятельности; реализация платных услуг; средства работодателей, предприятий (государственных и негосударственных); средства служб занятости; спонсорские средства; личные средства обучаемых и их родителей; средства региональных фондов профессионального образования и др.
Перечисленные аспекты Д.п.о. в период экономического развития страны, расширения компетенции субъектов Федерации в управлении образованием, автономности образовательных учреждений и их академических свобод позволят создать многообразную и гибкую систему профессионального образования, которая будет максимально соответствовать интересам и запросам личности и удовлетворять потребности общества и экономики. При этом должны быть соблюдены такие требования к организации этой системы, как:
многообразие и целесообразность;
соответствие содержания подготовки и педагогических технологий стандартам уровней образования;
завершенность образования на каждом его этапе и соответствующее подтверждение завершенности обучения на каждом этапе государственным документом;
соответствие педагогических кадров уровню подготовки обучаемых; ответственность государства за качество подготовки кадров; социальная и психологическая поддержка обучаемых.
Лит.: Матюхин В.А. Планирование высшего образования в странах с рыночной экономикой. – М., 1990; Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. – М., 1995.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
171.92 кб

Диверсификация непрерывного профессионального образования в области устойчивого туризма

Дегтярев В. А., Сеселкин А. И.
Рассматривается диверсификация непрерывного профессионального образования в области устойчивого туризма как приоритетного направления подготовки турист ских кадров.
Читать PDF
162.59 кб

Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ

Гитман Михаил Борисович, Гитман Елена Константиновна, Матушкин Николай Николаевич
Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации.
Читать PDF
794.01 кб

Принцип диверсификации непрерывного профессионального образования в региональном университетском ком

Бабугоева Марина Сафарбиевна
В статье рассматриваются концептуальные основания модернизации системы высшего профессионального образования в аспекте диверсификации, актуализировавшем проблему регионального университетского комплекса
Читать PDF
363.46 кб

Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы в рамках

Лебедева Наталья Васильевна
В статье рассматриваются актуальные вопросы диверсификации системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы с учетом андрагогического подхода.

Похожие термины: