ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
разностороннее развитие этого вида образования, расширение перечня образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих, в свою очередь, расширение номенклатуры, характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования, включая практическое (производственное) обучение. Диверсификация профессионального образования находит свое выражение в расширении номенклатуры предлагаемых образовательных услуг по их уровню (например, для рабочих, специалистов среднего и высшего звена); по содержанию (подготовка (первоначальное обучение) рабочих, переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов, обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации рабо чих и специалистов); наконец, по способам реализации образовательных услуг (появление наряду с традиционными новых форм и методов профессионального обучения, в том числе подготовка предпринимателей в молодежных социально-деловых (социально-предпринимательских) центрах.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Единая государственная система профессионального образования, которая существовала в нашей стране, позволила не только совершить культурную революцию, но и достигнуть наиболее высокого и общепризнанного в мире уровня профессиональной подготовки. Это подтверждают общеизвестные факты: в 50-е гг. СССР вышел на 3-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи (т.е. уровню образования, позволяющего выполнять работы, требующие не «общественных рук», а «общественного мозга»), который составил 9% против 19% в США и 14% в Канаде. Уже в 60-е гг. этот показатель составил 20–21% и вывел страну на 2-е место после США. Однако в последние десятилетия наметился кризис и в нашей системе образования, который был обусловлен переходом экономики России на рыночные отношения. В образовании, как цепная реакция, стали наблюдаться такие явления, как его невостребованность, снижение престижа в обществе, жесткая централизация его управления, сокращение финансирования и социальных льгот обучающимся. Это вызвало необходимость изменения целей образования: на сменуудовлетворения потребностей в кадрах экономической и социальной сфер пришло удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного вектора, в получении избранного профессионального образования и квалификации по всему полю профессиональной деятельности, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии. Такая постановка целей расширяет сферу деятельности образования, что позволяет рассматривать Д.п.о. как социально-педагогическое явление, характеризующее современный период развития профессионального образования.
На возникновение Д.п.о. повлияли три основные причины. Первая – изменение структуры экономики, выразившееся в создании огромного количества разнородных образований, и одновременный спад производства; возникновение ажиотажного спроса на группы профессий и специальностей сферы услуг и снижение спроса на высококвалифицированные кадры. Одновременно с этим идет процесс уменьшения государственного финансирования и переход на многоканальное, в том числе негосударственное финансирование.
Вторая – изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда личность вправе сама выбирать образовательные траектории сообразно своим возможностям, запросам и потребностям. Развитие конкуренции на рынке труда усложнило социально- психологические условия деятельности и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений; ускорило образование и развитие новых моделей подготовки рабочих и специалистов; сформировало новые отношения между субъектами образовательного процесса: абитуриент, как потребитель образовательных услуг, образовательное учреждение – производитель этих услуг, а выпускник становится продавцом своей квалификации и способностей.
Третья – изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве. Изменение целей образования, процессы гуманизации и демократизации привели к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, что отразилось на инновационной деятельности учебных заведений в области содержания образования и педагогических технологий, расширении их профессионального поля деятельности. Последнее послужило возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, а также укреплению позиций образовательных учреждений нового типа, осуществляющих многопрофильную, многоуровневую и многоступенчатую подготовку кадров
– профессиональных лицеев и колледжей.
Д.п.о. можно рассматривать в нескольких аспектах:
– по уровням профессионального образования;
– по типам образовательных учреждений;
– по содержанию образовательных программ как по уровням образования, так и внутри каждого уровня;
– по базовому образованию;
– по будущей профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации;
– по организационным формам, методам и средствам обучения;
– по документам, удостоверяющим квалификацию выпускника;
– по осуществляемому финансированию.
В конце 80-х гг. классическая структура профессионального образования, которая диверсифицировалась по трем уровням (профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее), претерпевает изменения с введением понятия «повышенное профессиональное образование». Новая структура профессионального образования имеет следующий вид:
Уровни профессионального образования, Подуровни профессионального образования Начальное профессиональное образование, обычный повышенныйСреднее профессиональное образование, базовый повышенный Высшее образование, академический бакалавриат магистратура
Выше перечисленные подуровни профессионального образования выделились и сформировались с появлением различных типов профессиональных образовательных учреждений (профессиональные лицеи и колледжи, различные виды университетов и академий, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др.) и в связи с разработкой и введением государственных образовательных стандартов.
Диверсификацию по содержанию образовательных программ доказывают действующие Перечень профессий начального профессионального образования и Классификаторы специальностей среднего профессионального и высшего образования, которые осуществляют деление образования по профилям подготовки, по группам профессий и специальностей, по большому практически неограниченному количеству специализаций. Одним из принципов, обеспечивающих диверсификацию профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации является принцип гибкости, который позволяет оперативно перестраивать содержание образования в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и заказчиков к подготовке кадров, а также учитывать региональные и национальные особенности, личные запросы и интересы обучаемых.
Диверсификация по базовому образованию подразумевает осуществление возможностей получения профессиональных знаний, навыков и умений на различных этапах обучения:
1) в общеобразовательной школе в V–IX классах – ранняя профориентация. Такое обучение должно быть подтверждено соответствующим документом, например сертификатом;
2) в общеобразовательной школе в X–XI классах – профориентация и профессиональная подготовка, которая подтверждается квалификационным удостоверением;
3) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования – профессиональное обучение, подтверждаемое такими документами, как квалификационное удостоверение, диплом о начальном профессиональном образовании, диплом о начальном профессиональном образовании повышенного уровня, диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня, диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня;
4) в образовательных учреждениях высшего образования – дипломы высшего образования, в том числе и о втором высшем образовании.
Диверсификация по принадлежности к собственности и осуществляемому финансированию. Учреждения профессионального образования могут находиться в:
государственной федеральной собственности;
государственной собственности субъектов Российской Федерации; муниципальной собственности;
негосударственной собственности.
При этом вопросы финансирования и собственности могут решаться относительно независимо. Действующая в настоящее время схема финансирования, в основном из федерального бюджета, слабо стимулирует интерес субъектов федерации и работодателей к развитию системы профессионального образования. Бюджет профессионального образовательного учреждения должен учитывать:
реализацию профессиональной образовательной программы (заработная плата инженерно- педагогических работников; развитие и укрепление учебно-материальной базы; приобретение сырья, расходных горюче-смазочных материалов; приобретение или разработка учебно-программной документации, литературы и средств обучения);реализацию общеобразовательной программы (заработная плата преподавателей, приобретение учебной литературы);
социальную защиту обучаемых – (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием, санаторно-оздоровительные мероприятия);
оплату коммунальных услуг;
заработную плату администрации и технического персонала.
Бюджет образовательного учреждения необходимо формировать по модели многоуровневого и многоканального финансирования, где многоуровневость предполагает следующие уровни: федеральный, субъектов Федерации, муниципальный. Бюджет образовательного учреждения необходимо дополнять внебюджетными средствами, которые обеспечивают многоканальность поступления этих средств. Среди них могут быть: доходы от производственной деятельности; реализация платных услуг; средства работодателей, предприятий (государственных и негосударственных); средства служб занятости; спонсорские средства; личные средства обучаемых и их родителей; средства региональных фондов профессионального образования и др.
Перечисленные аспекты Д.п.о. в период экономического развития страны, расширения компетенции субъектов Федерации в управлении образованием, автономности образовательных учреждений и их академических свобод позволят создать многообразную и гибкую систему профессионального образования, которая будет максимально соответствовать интересам и запросам личности и удовлетворять потребности общества и экономики. При этом должны быть соблюдены такие требования к организации этой системы, как:
многообразие и целесообразность;
соответствие содержания подготовки и педагогических технологий стандартам уровней образования;
завершенность образования на каждом его этапе и соответствующее подтверждение завершенности обучения на каждом этапе государственным документом;
соответствие педагогических кадров уровню подготовки обучаемых; ответственность государства за качество подготовки кадров; социальная и психологическая поддержка обучаемых.
Лит.: Матюхин В.А. Планирование высшего образования в странах с рыночной экономикой. – М., 1990; Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. – М., 1995.
Т.Ю. Ломакина
На возникновение Д.п.о. повлияли три основные причины. Первая – изменение структуры экономики, выразившееся в создании огромного количества разнородных образований, и одновременный спад производства; возникновение ажиотажного спроса на группы профессий и специальностей сферы услуг и снижение спроса на высококвалифицированные кадры. Одновременно с этим идет процесс уменьшения государственного финансирования и переход на многоканальное, в том числе негосударственное финансирование.
Вторая – изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда личность вправе сама выбирать образовательные траектории сообразно своим возможностям, запросам и потребностям. Развитие конкуренции на рынке труда усложнило социально- психологические условия деятельности и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений; ускорило образование и развитие новых моделей подготовки рабочих и специалистов; сформировало новые отношения между субъектами образовательного процесса: абитуриент, как потребитель образовательных услуг, образовательное учреждение – производитель этих услуг, а выпускник становится продавцом своей квалификации и способностей.
Третья – изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве. Изменение целей образования, процессы гуманизации и демократизации привели к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, что отразилось на инновационной деятельности учебных заведений в области содержания образования и педагогических технологий, расширении их профессионального поля деятельности. Последнее послужило возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, а также укреплению позиций образовательных учреждений нового типа, осуществляющих многопрофильную, многоуровневую и многоступенчатую подготовку кадров
– профессиональных лицеев и колледжей.
Д.п.о. можно рассматривать в нескольких аспектах:
– по уровням профессионального образования;
– по типам образовательных учреждений;
– по содержанию образовательных программ как по уровням образования, так и внутри каждого уровня;
– по базовому образованию;
– по будущей профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации;
– по организационным формам, методам и средствам обучения;
– по документам, удостоверяющим квалификацию выпускника;
– по осуществляемому финансированию.
В конце 80-х гг. классическая структура профессионального образования, которая диверсифицировалась по трем уровням (профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее), претерпевает изменения с введением понятия «повышенное профессиональное образование». Новая структура профессионального образования имеет следующий вид:
Уровни профессионального образования, Подуровни профессионального образования Начальное профессиональное образование, обычный повышенныйСреднее профессиональное образование, базовый повышенный Высшее образование, академический бакалавриат магистратура
Выше перечисленные подуровни профессионального образования выделились и сформировались с появлением различных типов профессиональных образовательных учреждений (профессиональные лицеи и колледжи, различные виды университетов и академий, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др.) и в связи с разработкой и введением государственных образовательных стандартов.
Диверсификацию по содержанию образовательных программ доказывают действующие Перечень профессий начального профессионального образования и Классификаторы специальностей среднего профессионального и высшего образования, которые осуществляют деление образования по профилям подготовки, по группам профессий и специальностей, по большому практически неограниченному количеству специализаций. Одним из принципов, обеспечивающих диверсификацию профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации является принцип гибкости, который позволяет оперативно перестраивать содержание образования в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и заказчиков к подготовке кадров, а также учитывать региональные и национальные особенности, личные запросы и интересы обучаемых.
Диверсификация по базовому образованию подразумевает осуществление возможностей получения профессиональных знаний, навыков и умений на различных этапах обучения:
1) в общеобразовательной школе в V–IX классах – ранняя профориентация. Такое обучение должно быть подтверждено соответствующим документом, например сертификатом;
2) в общеобразовательной школе в X–XI классах – профориентация и профессиональная подготовка, которая подтверждается квалификационным удостоверением;
3) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования – профессиональное обучение, подтверждаемое такими документами, как квалификационное удостоверение, диплом о начальном профессиональном образовании, диплом о начальном профессиональном образовании повышенного уровня, диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня, диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня;
4) в образовательных учреждениях высшего образования – дипломы высшего образования, в том числе и о втором высшем образовании.
Диверсификация по принадлежности к собственности и осуществляемому финансированию. Учреждения профессионального образования могут находиться в:
государственной федеральной собственности;
государственной собственности субъектов Российской Федерации; муниципальной собственности;
негосударственной собственности.
При этом вопросы финансирования и собственности могут решаться относительно независимо. Действующая в настоящее время схема финансирования, в основном из федерального бюджета, слабо стимулирует интерес субъектов федерации и работодателей к развитию системы профессионального образования. Бюджет профессионального образовательного учреждения должен учитывать:
реализацию профессиональной образовательной программы (заработная плата инженерно- педагогических работников; развитие и укрепление учебно-материальной базы; приобретение сырья, расходных горюче-смазочных материалов; приобретение или разработка учебно-программной документации, литературы и средств обучения);реализацию общеобразовательной программы (заработная плата преподавателей, приобретение учебной литературы);
социальную защиту обучаемых – (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием, санаторно-оздоровительные мероприятия);
оплату коммунальных услуг;
заработную плату администрации и технического персонала.
Бюджет образовательного учреждения необходимо формировать по модели многоуровневого и многоканального финансирования, где многоуровневость предполагает следующие уровни: федеральный, субъектов Федерации, муниципальный. Бюджет образовательного учреждения необходимо дополнять внебюджетными средствами, которые обеспечивают многоканальность поступления этих средств. Среди них могут быть: доходы от производственной деятельности; реализация платных услуг; средства работодателей, предприятий (государственных и негосударственных); средства служб занятости; спонсорские средства; личные средства обучаемых и их родителей; средства региональных фондов профессионального образования и др.
Перечисленные аспекты Д.п.о. в период экономического развития страны, расширения компетенции субъектов Федерации в управлении образованием, автономности образовательных учреждений и их академических свобод позволят создать многообразную и гибкую систему профессионального образования, которая будет максимально соответствовать интересам и запросам личности и удовлетворять потребности общества и экономики. При этом должны быть соблюдены такие требования к организации этой системы, как:
многообразие и целесообразность;
соответствие содержания подготовки и педагогических технологий стандартам уровней образования;
завершенность образования на каждом его этапе и соответствующее подтверждение завершенности обучения на каждом этапе государственным документом;
соответствие педагогических кадров уровню подготовки обучаемых; ответственность государства за качество подготовки кадров; социальная и психологическая поддержка обучаемых.
Лит.: Матюхин В.А. Планирование высшего образования в странах с рыночной экономикой. – М., 1990; Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. – М., 1995.
Т.Ю. Ломакина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.