Диверсификация образования взрослых
Диверсификация образования взрослых
(от лат. diversus – разный, facere – работать, позднелат. – изменение, разнообразие) – разностороннее развитие, разнообразие; процесс проникновения в новые сферы деятельности, которые не были характерны для организации раньше; способы прогнозирования изменений, которые происходят во внешней среде, и адаптация к ним. Д. обеспечивает устойчивость любой социальной системы (человек, группа, организация) в изменяющихся условиях. В педагогическом тезаурусе Д.о.в. употребляется наравне с термином «инновация» и означает «построение разнообразия» в образовании. Эффектами Д.о.в. являются многообразие условий и возможностей как для обеспечения адаптивности взрослых людей, профессиональных групп и сообществ к переменам во внешней среде, так и для их личностно-профессионального развития. Д.о.в. эффективна, если в его инновационной стратегии согласованы и сбалансированы процессы диверсификации и унификации. Принцип баланса процессов диверсификации и унификации – принцип ситуационного управления организацией системы непрерывного образования взрослых, предполагающий установление оптимального соотношения инвариантных (стандартизированных) и вариативных (нестандартизированных) компонентов образовательной системы. (Кошель Н.Н. Управление процессами диверсификации и унификации непрерывного профессионального педагогического образования / Н.Н. Кошель / Последипломное образование: достижения и актуальные направления развития: тез. докл. на II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27–28 ноября 2008 г. В 2 ч. Ч. 1 / ГУО «Акад. последиплом. образования». АПО, 2008. С. 253–258. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. СПб, 2003; Психолого-педагогический словарь-справочник. М., Ставрополь, 2004.)