Дидактогения

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дидактогения
негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ДИДАКТОГЕНИЯ
негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта (акцент внимания на дефект) со стороны педагога (воспитателя, тренера).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Дидактогения
негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.

Источник: Педагогическая психология

Дидактогения
[дидактика + гр. genos – происхождение] – негативное психическое состояние учащегося, вызванное психической травмой, полученной им в процессе неприродосообразного обучения, воспитания, образования. Может служить причиной дидактоневроза.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Дидактогения
психическое состояние воспитанника, учащегося (повышение нервно-психическое напряжение, страх, подавленное настроение), отрицательно сказывающееся на его познавательной деятельности и общении, вызванное нарушением норм педагогической этики учителем (воспитателем), нередко перерастающее в невроз.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Дидактогения
негативное психическое состояние учащегося, вызвано нарушением пед. такта со стороны педагога, воспитателя, родителя, тренера и др., проявляющееся угнетенным состоянием, страхом, фрустрацией и т.д., отрицательно сказывающееся на деятельности воспитанника или учащегося и его отношениях с окружающими.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДИДАКТОГЕНИЯ
от греч. didaktikos — поучительный и genos — происхождение) — негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и пр.), вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя) и отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и межличностных отношениях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Дидактогения
(гр. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению + греч. genos — происхождение) — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера, родителя и т.д.). Невроз, развивающийся у школьника на основе неприродосообразного обучения и воспитания, получил название дидактоневроз.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Дидактогения
отгреч. didaktikos - поучительный, genos - происхождение) - вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Д. может являться причиной неврозов.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Дидактогения
негативное психическое состояние ученика, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога. Для детей с отклонениями в развитии особенно болезненным является акцентирование внимания на дефекте. Д. выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Д. отрицательно сказывается на учебной деятельности школьников, затрудняет общение, нередко перерастает в невроз.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Дидактогения
(от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера) негативное психоэмоциональное состояние учащегося, проявляющееся в формах тревоги, страха, фрустрации и оказывающее неблагоприятное влияние на его деятельность и межличностные отношения. Для предотвращения возникновения Д. у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать их возрастные и индивидуально-психологические особенности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Дидактогения
негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п. В основе лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности, методами психотерапии. Для предотвращения возникновения дидактогении у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДИДАКТОГЕНИЯ
(от греч. didaktikos – изменение, разнообразие + genesis – рождение, происхождение) – негативное психическое состояние учащегося (угнетенное, страх, фрустрация и пр.), вызванное нетактичностью педагога, неосторожными высказываниями или поступками воспитателя, неблагоприятно сказывающееся на деятельности воспитанника или учащегося. К Д. относятся также нервнопсихическое расстройство, возникшее в связи с прослушанной лекцией или вслед за объяснением преподавателя, где речь шла о какомлибо заболевании, после прочтения соответствующей статьи на медицинскую тему, просмотра научнопопулярного фильма, и т. д.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Дидактогения
гр. – рождающийся от учения) – это негативное психическое состояние учащегося, ученическая боязнь учения, школы, учителя. Проявляется в подавленном настроении, страхе, испуге перед посещением школы, урока, перед контрольной работой, получением отметки и в других случаях школьной жизни. Дидактогения возникает по причине бестактности учителя, его дидактизма, грубости, от непонимания ученика, неверия в его силы и возможности, которые передаются учащемуся. Есть случаи возникновения этой болезни от чрезмерно высоких требований к учебным успехам своих детей со стороны родителей. Дидактогения – результат слабой взаимной адаптации и дезаптации ученика и учителя друг к другу. Этот ученический страх может вызывать заболевание неврастенией, задержку психического развития ребенка. Дидактогения есть разновидность психогении, при которой травмирующим психику фактором является поведение педагога и методика его преподавания. Такое состояние иногда называют дидактофобией.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИДАКТОГЕНИЯ
от греч. didaktikos поучающий, и -genes-рождающий, рожденный), негативное психич. состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения Д. лежит психич. травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, причем Д. нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать спец. лечения, в частности методами психотерапии.
Нек-рые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения его завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. Такое воздействие равносильно оскорблению ребенка, особенно если оно совершается в грубой форме. С точки зрения шк. психогигиены такая форма пед. общения крайне вредна, поскольку дает внеш. эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать его на положит. достижения в уч. деятельности ц т. п. Т. о., разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство психол. защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение Д. у учащихся, каждый педагог должен стремиться к макс, тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психол. (гл. обр. личностных) особенностей.
ЛитУшаков Г. К. Пограничные нервно-психич. расстройства, М., 1978; Буянов М. И., Беседы о дет. психиатрии, М. Лит. см. при ст. Неврозы.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Дидактогения как ошибки воспитания и обучения детей и подростков

Худик Владимир Александрович, Фесенко Юрий Анатольевич
В представленной статье описываются возрастные стадии развития, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и деятельности.
Читать PDF

Использование произведений искусств на уроке как способ профилактики дидактогении у учащихся (на при

Богданова О. А.
Статья посвящена изучению эффективности использования педагогом произведений искусства, методической разработки уроков в системе «цикл-контакта», взятой из Гештальт-терапии, для профилактики дидактогении у школьников.
Читать PDF

К вопросу о генезисе и профилактике дидактогении в условиях образовательной среды школы

Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна
В статье обсуждается психологический аспект возникновения и развития симптомов дидактогении, обусловленных ошибками воспитания, нарушенными отношениями субъектов образовательной среды педагога и учащегося; затрагиваются вопросы пр
Читать PDF

Синдром педагогического насилия как форма дидактогении

Ганузин Валерий Михайлович
В статье обосновывается позиция автора в отношении факторов школьной среды и педагогического процесса, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье школьников.
Читать PDF

«Мания»-структура и адаптивная модель развития дидактогений у школьников

Нагорнова Анна Юрьевна, Нагорнов Юрий Сергеевич
Представлены результаты теоретического анализа двух моделей развития дидактогении у школьников.
Читать PDF

Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов

Авксененко Татьяна Николаевна
В статье анализируются особенности ретроспективы школьных дидактогений и их влияние на социально-психологическую адаптацию студентов.

Похожие термины:

  • ДИДАКТОГЕНИИ

    определенные психические состояния субъек­та, возникающие вследствие ингибиции социальной во время обу­чения [80, c. 144].