ДИДАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ДИДАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидактика профессионального образования является частью профессиональной педагогики. Ее предмет – педагогические системы целостного образовательного процесса, включая цели, содержание образования, организационные формы, способы, средства, условия, благоприятствующие активному, творческому труду учащихся, их умственному и физическому развитию, внешние и внутренние факторы, обеспечивающие жизнеспособность дидактических систем. Дидактика профессионального образования имеет подлинно научную методологическую основу – единство материального и идеального, опирается на теории философии, социологии, психологии, общей педагогики, профессиологии и других наук. Развитие дидактики профессионального образования происходило по мере развития человечества, обобщения его практического опыта в сфере труда, материальной и духовной жизни, при возникновении потребностей человека в овладении накопленным опытом и полученными знаниями. Создание новых орудий и средств труда, усложнение трудовой деятельности, развитие наук, рост производства и торговли в эпоху Древнего мира и Средние века вызвали непрерывное развитие образования и обучения как образовательной сферы человеческой деятельности, что способствовало созданию условий для возникновения теории образования и обучения.
В XVII в. Я. А. Коменский (1592–1670) создал капитальный труд «Великая дидактика», в котором была выдвинута задача «всех учить всему» и представлено последовательное изложение принципов и правил обучения детей, что положило начало теории обучения и искусству преподавания. В своем развитии дидактика опиралась на прогрессивные идеи Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), И. Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервега о связи обучения с жизнью, об активности учащихся, развитии их творческих сил и способностей, изучении ими природы, о воспитании трудолюбия и др. Большой вклад в развитие дидактики внесли М. В. Ломоносов (1711–1763), Н. И. Новиков (1744–1818), К. Д. Ушинский (1824–1870), обосновавшие и реализовавшие идеи развивающего обучения, исследования изучаемых явлений, разработавшие дидактику гимназии и университета, концепции сущности обучения и др.; П. Ф. Каптерев, выдвинувший тезис о связи дидактики с психологией. Начало развития дидактики профессионального образования в России относится к 60-м гг. XIX в. Ее колыбелью стало Московское техническое училище. В его учебных мастерских группой мастеров под руководством Д. K. Советкина (1838–1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, столярному и кузнечному ремеслу.
В развитие теории профессиональной дидактики существенный вклад внесли ученые Г. И. Ажикин, П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. И. Думченко, М. А. Жиделев, К. И. Катханов, Е. А. Климов, Н. Д. Клочков, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, Е. А. Милерян, П. П. Платонов, В. А. Поляков, А. Г. Соколов, Н. М. Скородумов, О. Ф. Федорова, В. З. Чахоянц, В. В. Чебышева, Р. Х. Шакуров, А. Е. Шильникова и др. Основными особенностями дидактики профессионального образования являются: – профессиональная обусловленность содержания образования;
интегральные качества профессиональной подготовки;
органическое сочетание и взаимосвязь общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки;
систематизация учебных предметов с учетом групп рабочих профессий;
соединение обучения с производительным трудом;
единство учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Исходя из особенностей дидактики профессионального образования, следует выделить основные группы ее категорий:
I группа: общество, наука, производство, труд, теория, практика, техника, социальный и научно-технический прогресс, профессия и группы профессий, связь предметов и явлений, рынок труда, рынок образовательных услуг;
II группа: общеобразовательная, политехническая, профессиональная подготовка, познание (научное, учебное), образование, обучение (теоретическое, производственное), воспитание и развитие в процессе обучения, преподавание и учение, познавательный, трудовой и производственный процессы, квалификация, познавательная и техническая самостоятельность, техническое творчество, профориентация, профотбор, профессиональная адаптация;
III группа: профессионально-педагогическая деятельность, совместная деятельность ученического и производственного коллективов; учебно-производственная, общественно-организаторская, эстетическая, военно-патриотическая, физкультурная и другие виды деятельности;
IV группа: учебно-познавательная деятельность, прогнозирование, планирование, критерии оценки деятельности, учебная документация, контроль за учебно-воспитательным и производственным процессами и руководство ими, организация профессионально-педагогического труда, подготовка и повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения. Каждая из перечисленных категорий включает другие, менее объемные. Так, образование, обучение и воспитание имеют законы, закономерности, принципы, формы, методы, средства, учебно-программную документацию. Особое место занимают категории I группы, составляющие методологическую основу подготовки рабочих высокой квалификации. Ни один из последующих структурных элементов (компонентов, свойств и связей) не может реализовываться без исходных теоретических и эмпирических положений, лежащих в основе философских понятий «общество», «наука», «труд», «производство» и т. д. Поэтому не случайно в практике исследований по проблемам профессионального образования прежде всего уделяется внимание анализу категорий I группы. Они определяют пути и средства решения всех вопросов подготовки рабочих, специалистов, начиная от отбора учебного материала и заканчивая производственной деятельностью выпускников на предприятиях. Образование, обучение и воспитание являются социальным заказом общества и изменяются в зависимости от уровня развития науки, техники, производства, экономики, культуры. Категориальный аппарат дидактики профессионального образования свидетельствует об ее интегральном характере, об использовании понятий и законов смежных наук, о том, что дидактика профессиональной школы как никакая другая требует многоаспектного подхода, обеспечивающего перенос философских, гносеологических, логических, психологических, технических, физиологических понятий в теорию образования и обучения. В то же время профессиональная дидактика представляет собой не конгломерат разнообразных отраслей научного знания, а целостный организм. Поэтому наиболее эффективным является комплексное педагогическое исследование, позволяющее обеспечить многофакторный анализ и синтез изучаемых педагогических предметов, явлений. Научный фундамент дидактики профессионального образования составляют теории стадийного, интегративно-модульного, процессуальнопрофессионального, проблемного, развивающего обучения; профессиональное воспитание; непрерывное профессиональное образование; взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования; дидактические закономерности; содержание образования; принципы профессионального обучения; методы теоретического и производственного обучения; индивидуализация формирования личности конкурентоспособного специалиста: компьютерное обучение и др. Для дальнейшего развития дидактики профессионального образования необходимо решение проблем, связанных со стандартизацией профессионального образования, интеграцией профессий и содержания профессионального образования, закономерностями многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки, профессиональным воспитанием, дидактическими технологиями обучения, интенсификацией учебно-воспитательного и учебно-производственного процессов, моделированием новых дидактических систем обучения, моделированим систем производственного обучения, комплексными методиками обучения и др. Дидактика профессионального образования как научная дисциплина обеспечивает наукоемкость, культуроемкость и профессиоемкость профессионального образования в современных социально-экономических условиях создания новой профессиональной школы.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Системный подход к дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической

Пресс Ирина Александровна, Рябова Марина Николаевна
В статье рассматриваются дидактические обоснования и принципы построения педагогической модели обучения студентов в техническом университете.