ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ЗАДАЧ)

Найдено 1 определение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ЗАДАЧ)
Задачи, традиционно решаемые в вузе,
Реальные задачи, требующие от исполнителя творческого решения
1. Содержат исчерпывающие сведения для решения. 1. Данных для решения недостаточно или их избыток.
2. Данные достоверны и не противоречивы., 2. Содержатся противоречивые и недостоверные данные.
3. Правильное решение детерминированное и единственное., 3. Решение вероятностное и множественное.
Как видно из таблицы, традиционная система не помогает студенту в процессе обучения в вузе накапливать опыт решения творческих задач.
Творческие задания, выполняемые студентами вузов, должны:
быть комплексными и иметь достаточный объем, исключающий вероятность несамостоятельного выполнения;
для всех членов творческой группы быть объединены на основе общего признака (сходная проблематика), дифференцированы на строго индивидуальные но различающиеся на уровне схемы. Например, в курсе «Основы конструирования машин» (ОКМ) таким признаком может быть тип компоновки редуктора: соосная, развернутая и т.д.;
быть значимы, вызывать интерес и, в то же время, чувство ответственности за качество их выполнения. Для этого необходимо, чтобы результаты, полученные при выполнении каждого задания, являлись исходными данными для последующих заданий, вплоть до конечного продукта изучения курса – курсового проекта;
охватывать максимальное количество тем курса и служить дидактической основой изучения «ядра» учебной информации;
по своему содержанию быть направлены на развитие воображения, формирование основных компонентов структуры системного инженерного мышления (логического, критического, абстрактного);
обеспечивать непрерывность творческого процесса, способствовать продвижению студента на более высокий уровень творческой деятельности;
включать элементы научного исследования, опираться на накопленный опыт творческой деятельности, производственный опыт и предусматривать использование интеллектуальных инструментов ТРИЗ;
различаться по уровню сложности и учитывать личностные особенности студентов, учитывать склонности и интересы. Это позволит наилучшим образом адаптировать задания к индивидуальным способностям, обеспечивая максимальное умственное напряжение каждого студента и оптимальный темп его продвижения на более высокий уровень творческой деятельности;
предусматривать результативность, т.е. практическую реализацию творческих идей (графическая фиксация результата в виде схемы, конструкции, натурные конструкции и т.п.);требовать многовариантности решения творческой задачи, которую невозможно было бы выполнить без ЭВМ;
предусматривать необходимость введения студентом (по личному усмотрению) дополнительных исходных данных для решения творческих задач;
предусматривать необходимость самостоятельного составления студентом блок-схемы алгоритма решения проблемной задачи.
Практические методы обучения в системе непрерывного формирования творческого инженерного мышления (НФТИМ) определяются основными положениями Проблемно- алгоритмической системы активного обучения:
а) задания посвящаются наиболее трудоемким разделам дисциплины. При их разработке следует учитывать практически нулевую подготовленность студентов к конструированию. В этих условиях целесообразно связать темы домашних заданий с исходными данными будущего курсового проекта. Переход в заданиях на реальные исходные данные позволяет исключить дублирование студентами громоздких расчетов в следующем семестре, высвободить значительное время для творческого процесса конструирования, создать реальные возможности для этапа эскизного проектирования, целенаправленного генерирования идей с использованием инструментов и механизмов творчества ТРИЗ, обеспечить оптимизацию процесса работы над выполнением заданий и курсового проекта;
б) методики расчетов изучаются на исходных данных, связанных с курсовым проектом, что позволяет создать благоприятную почву для глубоко заинтересованной проработки темы в течение всего семестра, для творческого овладения учебной информацией в установленные учебным планом сроки, причем не только по темам, связанным со схемой задания, но и по всем другим темам практических занятий;
в) конкретность объектов расчета позволяет в дальнейшем развернуть конкретное проектирование, а студенту убедиться в тесной связи расчетов деталей машин с проектированием;
г) ориентируясь на сформированные творческие группы, преподаватель готовит индивидуальные задания, выделяет в них вопросы, подлежащие исследованию с учетом творческих возможностей каждого студента.
При организации работы студентов творческими группами в аудитории и вне ее следует разрабатывать задания по сходной расчетной и проектной тематике.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979; Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. и др. Поиск новых идей: От озарения к технологии. – Кишинев, 1989; Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). – М., 1996; Зиновкина М.М., Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. – М., 1997.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.