включает: сбор информации о фактическом состоянии объекта или системы; сравнение полученной информации с параметрами исправной работы объекта или системы; выявление характера отклонений от норм; выдвижение предположений о вероятной причине отклонений; проверку этих предположений.
Особенно важны диагностические умения для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, связанных с обслуживанием, ремонтом, наладкой и монтажом машин, механизмов, установок, аппаратов, приборов и т.п.
В ряде случаев Д.т. производится с помощью алгоритмов поиска (см. Алгоритм учебный). Такие алгоритмы разрабатываются для конкретных исходных условий (указывается станок, линия станков, аппарат, конкретная продукция) и являются основой для выявления возможных неполадок. Для этих же целей используются специальные тренажеры, в которых реальные объекты и исходные данные воспроизводятся в текстовой и знаковой форме.
В целях Д.т. используются также специальные таблицы, в которых указываются (описываются) основные неисправности и их признаки, причины и способы устранения.
Однако применение готовых алгоритмов всех вопросов поиска неисправностей не решает. Поэтому при освоении Д.т. основное внимание уделяется не столько собственно поиску конкретных неполадок, сколько принципу их поиска, так как далеко не все технические задачи на поиск неисправностей подвергаются алгоритмизации. Знание принципов поиска помогает самостоятельно ориентироваться в совершенно новых условиях, вскрывать причинно-следственные связи в процессе решения конкретных задач, а не получать их в готовом виде.
Для постановки Д.т. необходимы знания о видах брака выпускаемой продукции, признаках неисправностей работы оборудования, способах его наладки и установление связей между этими знаниями. Последовательность в поиске неисправностей должна идти от выявления признаков-следствий к причинам и производиться в определенной системе.
На первом этапе выявляются параметры отклонений, и по их характеру систематизируется брак или неполадки по видам. Второй этап – установление причинно- следственных связей: прослеживание последствий неисправностей, сравнение следствий различных причин и их комплексов, вскрытие взаимосвязей признаков неисправностей и видов брака. Последний этап – решение собственно задач Д.т. К их выполнениюприступают после того, когда проделана работа по выявлению различных причин и их специфических признаков.
При этом очень важно рассматривать различные варианты поиска неполадок, сравнивать их и выбирать наиболее оптимальные, учитывая фактор времени, анализировать прямые и косвенные признаки неисправностей, учитывая характер диагностируемого устройства.
Лит.: Сверчкова Р.Т. Техническая диагностика и проблемное обучение // О проблемном обучении. Вып. 3. – М., 1974; Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М., 1975.
В.А. Скакун
368.36 кб
Новые логические алгоритмы технической диагностики
В настоящей статье предложены два новых логических алгоритма технической диагностики.