ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация [5, c. 27; 70, c. 29; 80, c. 142].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психической нормы и т.д. Процедура Д.п. состоит из двух этапов: 1.сбора психодиагностической информации; 2.постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют два способа получения психодиагностической информации: 1.при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2.при длительном изучении человека в условиях образовательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое диагностическое исследование делится на два вида: а) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; б) комплексное психодиагностическое обследование, при котором выдвигаются и проверяются психодиагностические гипотезы и дается качественная характеристика психики человека. Д.п. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения оптимальных путей и средств обучения, в целях профориентации и профотбора и т.п. Результаты Д.п. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиол. различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внеш. и внутр. факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).
Групповые и индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения П. д. как науч. дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей. В сер. 19 в. предназначенную для этой цели методику предложил франц. врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. д. призвана решать 4 главные задачи: изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов; выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности; выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиол. особенностей учащихся с целью профориентации; предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. мероприятий, напр. при введении новых приемов и методов уч.-воспитат. работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. учителей и пр.
В совр. П. можно выделить 4 вида методик: тесты, опросники и анкеты, методики проективной техники, психофизиол. методики.
Методики поступают в обращение лишь после того, как они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надежности и валидности. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчета и мерах сравнения; все это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками. Показатель надежности свидетельствует о внутр. единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с ее помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практич. применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности уч. или проф. деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, к-рые актуализируются в деятельности.
Широко используемая диагностич. методика — психол. тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщенными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый; обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида уч. или проф. деятельности, напр. умение устанавливать логич. связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей техн. устройств и др. О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщенности умения, и как степень его развития. Тест не дает информации о том, как шел процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования. Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определенной деятельности, к расширению диапазона обобщенности своих умений, к приобретению новых умений. Однако информация, к-рую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования (см. Тесты).
С нач. 50-х гг. получают распространение всевозможные анкеты и опросники; разница между теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактич. информации о респондентах (от лат. respondere — отвечать): сколько времени затрачивается на чтение худож. лит-ры, сколько раз бывает респондент в кино и пр. В опросниках же ставятся вопросы, обращенные к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. Одна из гл. причин их популярности состоит в том, что совр. жизнь показала, какое большое значение имеют нек-рые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, напр. ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента. Об-щепризнано, что метод. уровень опросников и анкет ниже, чем тестов. Их вопросы носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологич. особенности психики, таков, напр., Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ. аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности. Методики анкет и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифициров. облике, напр. в улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания «социальной желательности» нек-рых особенностей психики. Методики этого вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве ответов выделяются наиб. типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет еще далеко не решенную проблему.
Методики проективной техники имеют своей целью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п. Испытуемому предъявляется сти-мульный материал в виде неопределенных изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных ситуаций. Испытуемого побуждают как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования к-рых создана эта методика. Типичным образцом ее может считаться набор чернильных пятен Роршаха. Нек-рые психологи находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутри-индивидуальные изменения психики, смены психич. состояний, а не межиндивидуальные различия.
Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определенной социальной общности. Для лиц, сформировавшихся в др. культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате нек-рых детей, в т. ч. учащихся, могут причислить к малоодаренным, хотя тест вообще не дает на это полномочий. На самом же деле эти «малоодаренные» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.
С сер. 60-х гг. в школах стали применять психофизиол. методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.
В 70—80-х гг. в ряде стран получило распространение новое направление в диагностике умственного развития — критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В России разрабатывается его оригинальный психол. вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. логич. отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочеты и пробелы подлежат коррекции; содержание кор-рекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый — социально-психол. норматив — совокупность обществ. требований к умственному развитию, представленная в уч. программах. Второй — требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. н. ключевых заданий, т.е. заданий, в к-рых репрезентирована внутренне завершенная область к.-н. уч. предмета.
Одной из ближайших задач П. д. нужно считать переход на диагностирование с помощью ЭВМ, создающее условия для наиб. полной тождественности диагностирования разных выборок, его обработки и истолкования.
Лит.: Ананьев Б. Г., Комплексное изучение человека и психол. диагностика, ВП, 1968, № 6; Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Б л с и х с p В. М., Бурлачу к Л. Ф., Психол. диагностика интеллекта и личности, К., 1978; Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978; Шванцара И., Диагностика психич. развития, Прага, 1978; Войтко 3. И., Г и л —б у х Ю. 3., Шк. психодиагностика: достижения и перспективы, К., 1980; Психодиагностика и школа, Тал., 1980; Соколова Е. Т., Проективные методы исследования личности, М., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981; Психол. диагностика. Проблемы и исследования, М., 1981; Анастази А., Психол. тестирование, пер. с англ., кн. 1—2, М., 1982; Теплов Б. М., Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индиви-дуально-психол. различий, в его кн.: Избр. тр., т. 2, М., 1985; Общая психодиагностика, под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М., 1987; Ануфриев А. Ф., Психол. диагноз, М., 1993; A n a s t a s i A., Individual differences, N. Y., [1965];Thorndike R. L., Hagen E. P., Measurement and evaluation in psychology and education, N. Y., 1977". K. M. Гуревич.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
434.38 кб

Диагностика психологического типа личности

Водоевич В. П., Михальчик С. В.
В статье анализируются старые и новые способы диагностики психологического типа личности. Предпоч­тение отдается видео-компьютерному психоанализу, основанному на асимметрии лица.
Читать PDF
185.30 кб

Социально-психологическая диагностика личности

Капустина Александра Николаевна
В статье рассматривается социально-психологическая диагностика личности как самостоятельная научная дисциплина, предметом изучения которой является интегральная индивидуальность.
Читать PDF
287.50 кб

Психологическая диагностика готовности к родам

Филиппова Галина Григорьевна
Рассматривается проблема психологической диагностики готовности женщины к родам. Предлагается подход к родам с позиции психологической теории деятельности и представлений о психологической готовности к деятельности.
Читать PDF
3.61 мб

Методика диагностики психологического здоровья

Козлов Александр Викторович
В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки феномена и категории психологического здоровья; разработки прикладного инструментария.
Читать PDF
260.25 кб

К критике оснований психологической диагностики

Алёхин Анатолий Николаевич Алёхин
Статья посвящена методологическому анализу методик психологической диагностики и критике их вненаучных оснований.
Читать PDF
201.88 кб

Психологическая диагностика достоинств личности

Водяха С. А.
Рассматривается концепция позитивных качеств личности К. Питерсона и М. Селигмана. Основными понятиями концепции являются понятия достоинств характера личности и добродетелей. На основе теоретических представлений К.
Читать PDF
92.87 кб

Психологическая диагностика лояльности персонала

Доминяк Владислав Игоревич
Проводится анализ некоторых психометрических характеристик четырех самооценочных методик, предназначенных для измерения организационной лояльности Опросника организационной лояльности (Organizational Commitment Questionnaire) Л.
Читать PDF
103.60 кб

Психологическая диагностика музыкальной одаренности

Лосева С. Н.
В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности.
Читать PDF
203.19 кб

Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии

Л. Д. Лебедева
Читать PDF
422.87 кб

Психологическая диагностика невротических расстройств

Колотильщикова Екатерина Андреевна
В обзоре представлен анализ научных работ, посвящённых психодиагностическому исследованию больных невротическими расстройствами: изучена структура личности больных, используемые больными механизмы психологической защиты и копинг-с
Читать PDF
589.85 кб

Психологическая диагностика в фониатрической практике

Барабанов Р.Е.
Статья посвящена вопросам психологической диагностики пациентов с нарушением голоса как функционального, так и органического типа.
Читать PDF
192.88 кб

Антропоцентрическая модель психологической диагностики

Ананьева Наталия Анатольевна
Статья посвящена сложной и дискуссионной проблеме соотношения отдельных конструктов человека относительной самостоятельности и независимости биологического, социального и собственно психологического.
Читать PDF
1.04 мб

Задачи психологической диагностики в клинической медицине

Щелкова Ольга Юрьевна
Рассматриваются основные задачи психологической диагностики в психиатрической и соматической клиниках.
Читать PDF
86.28 кб

Методы психологической диагностики понимания противоречий

Блинникова С. Л.
Ориентация субъекта в условиях противоречия на отвержение одной из оппозиционных интерпретаций в пользу другой или на отвержение сразу обеих и альтернативное этой тенденции изыскание возможностей полагания обеих интерпретаций исти
Читать PDF
214.41 кб

Дифференциально-психологическая диагностика перфекционизма

Золотарева А.А.
ретестовую надежность, внутреннюю согласованность, конструктную валидность, содержательную валидность, внутреннюю валидность и может использоваться как метод дифференциальной диагностики нормального и патологического типов перфекц

Найдено книг по теме — 25