ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
изучение состояния педагогического процесса. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
изучение эффективности учебного и воспитательного процесса в школе на основе измерений уровня воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика
определение при помощи специальных средств, методов и методик эффективности педагогических условий и процессов достижения дидактической цели. Связана с прогнозированным и проектированным учебным процессом [88]. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Диагностика (педагогическая)
(1) – целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на определение уровня воспитанности или обученности учащихся; (2) – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Педагогическая диагностика
(от греч. diagn?stikos – способность распознавать) – это распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса; оценка его состояния в целом и (или) отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых педагогический процесс осуществляется.
Источник: Военная педагогика
Диагностика педагогическая
- это практико-ориентированная система, направленная на изучение педагогической действительности, ее закономерностей, способов взаимодействия, включающая в себя методологически выверенный исследовательский инструментарий, гарантирующий получение научной информации для определения задач педагогической деятельности. (Власова Т.И.)
Источник: Глоссарий по педагогике.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса. П. д. – важный компонент деятельности преподавателя. Главный прием П. д. – тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, в том числе и достижения определенного уровня владения языком.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
особый вид деятельности, который представляет собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяет на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Педагогическая диагностика
систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Методы диагностики: беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в таблицу по видам допущенных ошибок, педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников (предложен Ю. Бабанским).
Педагогическая диагностика
совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т. к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Методы педагогической диагностики эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер. Во второй половине 19 века развитие педагогической диагностики осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причём эти процессы взаимно пересекались. Педагогическая диагностика воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчинённый характер.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации обучающихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. П.д. – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения, воспитания и развития требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися образовательного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности интеллектуальной деятельности. Главный метод П.д. – тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения обучающимися образовательным материалом. Центральное место среди них принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом П.д. служат психологические тесты. Литература: [56, 66].
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (см.Проверка и оценка). П.д. - неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Методы П. д. эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер. Т.о., этап развития П.д. до середины 19 в. может быть охарактеризован как донаучный. За это время оформились методы педагогической оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме. Традиционные методы - опросы, контрольные работы, экзамены - требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Деятельность учащихся при этом имела репродуктивный характер. Во второй половине 19 в. развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. П.д. воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учеными, настаивающими, что П.д. - относительно самостоятельное направление, имеющее собственную специфику, особые задачи и методы. Однако признается недостаточная разработанность и теоретическая обоснованность этого направления. Гл. метод П.д. - тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Центральное место среди них принадлежит т.н. тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом П.д. служат психологические тесты. См. также Проверка и оценка, Стандарты образовательные
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации уч. процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования уч программ и методов пед.воздействия.
П.д. — неотьемлемый компонент пед.деятельности, т к осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися уч материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познават. деятельности, их согласования с теми, к-рые должны были быть освоены ранее
Методы П.д. эмпирически складыва лись в ходе пед.практики и на протяжении длит времени носили достаточно субъективный и несистематизиров характер. Т.о., этап развития П.д. до сер. 19 в может быть охарактеризован как донаучный За это время оформились методы пед.оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме Традиц.методы — опросы, контрольные работы, экзамены — требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала (как правило, в виде его фрагментов) или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Учащимися при этом выполнялась деятельность, носившая репродуктивный характер и определявшаяся содержанием усвоенного материала и алгоритмами умственных действий
Во 2-й пол 19 в, в связи с тем что шк обучение приобрело массовый характер, потребовалось усовершенствовать методы оценки Развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. Большинство психол. тестов либо специально создавались для нужд школы, либо быстро адаптировались для применения в условиях пед. процесса.
Уже в нач. 20 в. психодиагностика сложилась в относительно самостоятельную науч.-практич. отрасль, к-рая была, в частности, тесно связана с решением пед. задач. П. д. нек-рыми специалистами воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учеными и практиками, настаивающими, что П. д. — относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психол. диагностикой, но имеющее и собств. специфику, особые задачи и методы. Однако даже сторонники такого подхода признают недостаточную разработанность и теоретич. обоснованность этого направления.
Гл. метод П. д. — тесты и контрольные задания, используемые преим. для оценки уровня овладения учащимися уч. материалом. Центр. место среди подобных методик принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений), специально созданным именно для оценки усвоенных знаний. Наряду со стандартизиров. тестами успешности в пед. практике повсеместно используются аналогичные контрольные задания, разработанные отд. педагогами для конкретных пед. целей. Диагностич. ценность таких заданий ограничена, т. к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогат. методом П. д. служат психол. тесты, прежде всего тесты интеллекта и спец. способностей. Их использование позволяет оценить динамику умственного развития учащихся в уч. процессе.
Использование методов П. д. в пед. практике способствует осуществлению быстрой и компактной оценки разл. параметров усвоения знаний и психич. развития учащихся. Однако преувеличение роли этих методов и вынесение на их основе категоричных психол.-пед. диагнозов в ряде случаев приводит к неадекватной оценке отд. учащихся.
Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Вопросы пед. психодиагностики, Тал., 1976; Эльконин Д. Б., Психол.-пед. диагностика проблемы и задачи, в кн.: Психодиагностика и школа, под ред. К. М. Гуревича, Тал., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1981; Варданян Г. А., Диагностика и коррекция умств. развития в нач. классах, Ер., 1985; Ингенкамп К., Пед. диагностика, пер. с нем., М., 1991.
П.д. — неотьемлемый компонент пед.деятельности, т к осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися уч материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познават. деятельности, их согласования с теми, к-рые должны были быть освоены ранее
Методы П.д. эмпирически складыва лись в ходе пед.практики и на протяжении длит времени носили достаточно субъективный и несистематизиров характер. Т.о., этап развития П.д. до сер. 19 в может быть охарактеризован как донаучный За это время оформились методы пед.оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме Традиц.методы — опросы, контрольные работы, экзамены — требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала (как правило, в виде его фрагментов) или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Учащимися при этом выполнялась деятельность, носившая репродуктивный характер и определявшаяся содержанием усвоенного материала и алгоритмами умственных действий
Во 2-й пол 19 в, в связи с тем что шк обучение приобрело массовый характер, потребовалось усовершенствовать методы оценки Развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. Большинство психол. тестов либо специально создавались для нужд школы, либо быстро адаптировались для применения в условиях пед. процесса.
Уже в нач. 20 в. психодиагностика сложилась в относительно самостоятельную науч.-практич. отрасль, к-рая была, в частности, тесно связана с решением пед. задач. П. д. нек-рыми специалистами воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учеными и практиками, настаивающими, что П. д. — относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психол. диагностикой, но имеющее и собств. специфику, особые задачи и методы. Однако даже сторонники такого подхода признают недостаточную разработанность и теоретич. обоснованность этого направления.
Гл. метод П. д. — тесты и контрольные задания, используемые преим. для оценки уровня овладения учащимися уч. материалом. Центр. место среди подобных методик принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений), специально созданным именно для оценки усвоенных знаний. Наряду со стандартизиров. тестами успешности в пед. практике повсеместно используются аналогичные контрольные задания, разработанные отд. педагогами для конкретных пед. целей. Диагностич. ценность таких заданий ограничена, т. к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогат. методом П. д. служат психол. тесты, прежде всего тесты интеллекта и спец. способностей. Их использование позволяет оценить динамику умственного развития учащихся в уч. процессе.
Использование методов П. д. в пед. практике способствует осуществлению быстрой и компактной оценки разл. параметров усвоения знаний и психич. развития учащихся. Однако преувеличение роли этих методов и вынесение на их основе категоричных психол.-пед. диагнозов в ряде случаев приводит к неадекватной оценке отд. учащихся.
Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Вопросы пед. психодиагностики, Тал., 1976; Эльконин Д. Б., Психол.-пед. диагностика проблемы и задачи, в кн.: Психодиагностика и школа, под ред. К. М. Гуревича, Тал., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1981; Варданян Г. А., Диагностика и коррекция умств. развития в нач. классах, Ер., 1985; Ингенкамп К., Пед. диагностика, пер. с нем., М., 1991.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия