ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
изучение состояния педагогического процесса. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
изучение эффективности учебного и воспитательного процесса в школе на основе измерений уровня воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителей.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Педагогическая диагностика
определение при помощи специальных средств, методов и методик эффективности педагогических условий и процессов достижения дидактической цели. Связана с прогнозированным и проектированным учебным процессом [88]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Диагностика (педагогическая)
(1) – целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на определение уровня воспитанности или обученности учащихся; (2) – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Педагогическая диагностика
(от греч. diagn?stikos – способность распознавать) – это распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса; оценка его состояния в целом и (или) отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых педагогический процесс осуществляется.

Источник: Военная педагогика

Диагностика педагогическая
- это практико-ориентированная система, направленная на изучение педагогической действительности, ее закономерностей, способов взаимодействия, включающая в себя методологически выверенный исследовательский инструментарий, гарантирующий получение научной информации для определения задач педагогической деятельности. (Власова Т.И.)

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса. П. д. – важный компонент деятельности преподавателя. Главный прием П. д. – тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, в том числе и достижения определенного уровня владения языком.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
особый вид деятельности, который представляет собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяет на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Педагогическая диагностика
систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Методы диагностики: беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в таблицу по видам допущенных ошибок, педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников (предложен Ю. Бабанским).

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Педагогическая диагностика
совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т. к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Методы педагогической диагностики эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер. Во второй половине 19 века развитие педагогической диагностики осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причём эти процессы взаимно пересекались. Педагогическая диагностика воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчинённый характер.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации обучающихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. П.д. – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения, воспитания и развития требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися образовательного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности интеллектуальной деятельности. Главный метод П.д. – тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения обучающимися образовательным материалом. Центральное место среди них принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом П.д. служат психологические тесты. Литература: [56, 66].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (см.Проверка и оценка). П.д. - неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Методы П. д. эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер. Т.о., этап развития П.д. до середины 19 в. может быть охарактеризован как донаучный. За это время оформились методы педагогической оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме. Традиционные методы - опросы, контрольные работы, экзамены - требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Деятельность учащихся при этом имела репродуктивный характер. Во второй половине 19 в. развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. П.д. воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учеными, настаивающими, что П.д. - относительно самостоятельное направление, имеющее собственную специфику, особые задачи и методы. Однако признается недостаточная разработанность и теоретическая обоснованность этого направления. Гл. метод П.д. - тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Центральное место среди них принадлежит т.н. тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом П.д. служат психологические тесты. См. также Проверка и оценка, Стандарты образовательные

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации уч. процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования уч программ и методов пед.воздействия.
П.д. — неотьемлемый компонент пед.деятельности, т к осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися уч материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познават. деятельности, их согласования с теми, к-рые должны были быть освоены ранее
Методы П.д. эмпирически складыва лись в ходе пед.практики и на протяжении длит времени носили достаточно субъективный и несистематизиров характер. Т.о., этап развития П.д. до сер. 19 в может быть охарактеризован как донаучный За это время оформились методы пед.оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме Традиц.методы — опросы, контрольные работы, экзамены — требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала (как правило, в виде его фрагментов) или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Учащимися при этом выполнялась деятельность, носившая репродуктивный характер и определявшаяся содержанием усвоенного материала и алгоритмами умственных действий
Во 2-й пол 19 в, в связи с тем что шк обучение приобрело массовый характер, потребовалось усовершенствовать методы оценки Развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. Большинство психол. тестов либо специально создавались для нужд школы, либо быстро адаптировались для применения в условиях пед. процесса.
Уже в нач. 20 в. психодиагностика сложилась в относительно самостоятельную науч.-практич. отрасль, к-рая была, в частности, тесно связана с решением пед. задач. П. д. нек-рыми специалистами воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учеными и практиками, настаивающими, что П. д. — относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психол. диагностикой, но имеющее и собств. специфику, особые задачи и методы. Однако даже сторонники такого подхода признают недостаточную разработанность и теоретич. обоснованность этого направления.
Гл. метод П. д. — тесты и контрольные задания, используемые преим. для оценки уровня овладения учащимися уч. материалом. Центр. место среди подобных методик принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений), специально созданным именно для оценки усвоенных знаний. Наряду со стандартизиров. тестами успешности в пед. практике повсеместно используются аналогичные контрольные задания, разработанные отд. педагогами для конкретных пед. целей. Диагностич. ценность таких заданий ограничена, т. к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогат. методом П. д. служат психол. тесты, прежде всего тесты интеллекта и спец. способностей. Их использование позволяет оценить динамику умственного развития учащихся в уч. процессе.
Использование методов П. д. в пед. практике способствует осуществлению быстрой и компактной оценки разл. параметров усвоения знаний и психич. развития учащихся. Однако преувеличение роли этих методов и вынесение на их основе категоричных психол.-пед. диагнозов в ряде случаев приводит к неадекватной оценке отд. учащихся.
Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Вопросы пед. психодиагностики, Тал., 1976; Эльконин Д. Б., Психол.-пед. диагностика проблемы и задачи, в кн.: Психодиагностика и школа, под ред. К. М. Гуревича, Тал., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1981; Варданян Г. А., Диагностика и коррекция умств. развития в нач. классах, Ер., 1985; Ингенкамп К., Пед. диагностика, пер. с нем., М., 1991.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.21 кб

Технология педагогической диагностики в вузе

Русинова Светлана Анатольевна
Педагогическую диагностику и контроль в вузе нужно рассматривать как систему действий (взаимодействие) участников образовательного процесса (субъектов и объектов педагогической диагностики и контроля), необходимых для определения
Читать PDF
214.02 кб

Этические принципы педагогической диагностики

Богдановская Ирина Марковна, Кошелева Александра Николаевна
Авторы статей раскрывают сущность этических принципов педагогической диагностики, возможности педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.
Читать PDF
398.85 кб

Педагогическая диагностика: понятие и функции

Рожков Николай Тихонович
Читать PDF
737.74 кб

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Читать PDF
352.42 кб

Психолого-педагогическая диагностика как система

Гельфман Эммануила Григорьевна, Росошек С. К., Кувшинова Н. Е.
Психолого-педагогическая основа как система
Читать PDF
334.90 кб

Сущность и содержание педагогической диагностики

Рожков Н. Т.
Читать PDF
361.88 кб

Педагогическая диагностика воспитанности учащихся

Култашева Наталья Валерияновна
В статье представлена методика количественного определения уровня воспитанности учащихся на основе 25 показателей личности, предложенных профессором М.И. Шиловой.
Читать PDF
172.21 кб

Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора

Дудчик Светлана Викторовна
В статье представлено обоснование применения диагностических методик в деятельности тьютора.
Читать PDF
550.10 кб

Диагностика результативности педагогической технологии

Куликов В.С., Артюхина А.И., Чумаков В.И.
В статье обсуждается вопрос о внедрении в систему подготовки специалистов инновационных педагогических технологий.
Читать PDF
1.23 мб

Студент как объект и субъект педагогической диагностики

Рожков Николай Тихонович
Читать PDF
324.50 кб

Педагогическая диагностика: некоторые аспекты методологии

Артищева Елена Константиновна
Статья посвящена вопросам реализации философского уровня методологии педагогической диагностики. В рамках проблематики философии образования вычленены проблемы изучения педагогической диагностики, соответствующие данному уровню.
Читать PDF
165.93 кб

Педагогическая диагностика и методика преподавания музыки

Омельченко Анетта Ивановна
Наблюдения социологов, психологов, музыковедов, педагогов дают основания оценить музыкальное искусство как очень эффективное воспитательное средство, которое способствует раскрепощению духовных способностей человека во всех сферах
Читать PDF
5.94 мб

Психолого-педагогическая диагностика образования школьников

Темербекова А. А.
В статье рассматриваются различные подходы к понятию «диагностика» (философский, психолого-педагогический, методический), приводятся результаты исследования компетентности педагогов в области диагностирования образования школьнико
Читать PDF
430.05 кб

Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе

Овсянникова Оксана Александровна
Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала».
Читать PDF
3.70 мб

Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций

Бережнова Людмила Николаевна, Воронов Сергей Алексеевич
Введение.

Похожие термины: