ДИАГНОСТИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕHHОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ДИАГНОСТИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕHHОГО ОБУЧЕНИЯ
– особый вид педагогической деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты начального профессионального образования, его важной составной части – производственного обучения, и позволяющих на этой основе определять уровень и качество подготовки, возможные отклонения и способы их предупреждения, а также прогнозировать пути повышения качества обучения и корректировать процесс подготовки квалифицированных рабочих в этих целях.
Речь идет о системе достаточно точного, диагностического контроля качества теоретического и практического (производственного) обучения.
Диагностика качества производственного обучения, его качественный анализ – это еще и совокупность методов идентификации признаков, характеризующих соответствие фактического уровня образования и подготовки выпускников (а на промежуточных этапах контроля – обучающихся) требованиям государственного стандарта начального профессионального образования, как основы объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников. «Педагогический диагноз» представляет собой научное описание основных признаков, характеризующих процесс и результаты начального профессионального образования, производственного обучения на основании их всестороннего исследования.
Если цели профессионального обучения, его содержание, а также параметры, их характеризующие, заданы точно, диагностично, то они имеют воспроизводимые измерение и оценку определенного качества или свойства. В случае необходимости могут быть сформулированы требования для получения диагностичного описания цели обучения и точного определения степени ее достижения (оценки). Таким образом, под диагностичностью обычно понимают возможность воспроизведения измерения и оценки определенного качества.Диагностика (педагогическая) качества в содержательном аспекте и как процедура и совокупность способов выявления уровня готовности к определенному виду деятельности, основывается на системе критериальных показателей качества обучения уровневой модели усвоения знаний, навыков и умений, а также на системе тестов, стандартизованных диагностических методик, тестирования и других современных методов контроля, обеспечивающих достаточно точную проверку успешности усвоения учебного материала по производственному и теоретическому обучению. В последнее время в системе диагностики качества подготовки находят свое место критерии и показатели производственной адаптации выпускников училищ.
Диагностика приобретает особое значение в условиях введения и адаптации образовательного стандарта. Государственный образовательный стандарт НПО состоится лишь в том случае, если, с одной стороны, удастся исчерпывающе четко и точно отразить содержание, конечные цели профессионального образования, производственного обучения, а с другой – столь же точно, диагностично определить его качество, степень профессиональной пригодности выпускника.
Лит.: Якуба Ю.А. О некоторых вопросах диагностики качества производственного (практического) обучения // Сб. научн. тр. – М., 1994; Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. – М., 1995; Якуба Ю.А. Методика проектирования систем контроля качества подготовки по группам профессий и специальностей начального профессионального образования. – М., 1998.
Ю.А. Якуба

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.