ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценностной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
демократическое социокультурное явление, направленное на содействие свободному развитию процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира и воздействия на него.
ДВИЖЕНИЕ ДЕТСКОЕ
совместные действия различных детских объединений, направленные на изменение статуса детей и подростков в обществе, посильное включение их в общественную жизнь и деятельность, развитие соц. творчества и гражданского самосознания, защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Источник: Педагогический словарь
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(The children’s movement) – совокупность действий и деятельность всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (Время созидать: методические рекомендации в помощь организаторам детского общественного движения. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2013. – С. 4).
Детское движение
это социально значимая деятельность всей совокупности детских общественных объединений и организаций как в целом, так и в рамках того или иного города, региона и т.п. См. также: Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005.
Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: учебное пособие. – М.: Педобщество России, 2004.
Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: учебное пособие. – М.: Педобщество России, 2004.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(The children’s movement) – явление широкое. В него входит вся совокупность форм активности детей, в том числе и антисоциальной направленности (тоже с »детской организацией» и »детским объединением») (Методические рекомендации по подготовке и проведению муниципального этапа VI Республиканского детского гражданского форума «Развитие единого детского движения в Республике Саха (Якутия)». – Якутск, 2013. – http: // www.sakhaedu.ru / civicforum / documents / 3098 / . Дата обращения 10.08.2014).
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(The children’s movement) – социально-педагогическое явление в системе государства и общества: совокупность всех детских объединений и организаций, существующих в регионе, стране; деятельность разнообразных групп, объединений, в которых консолидируются дети (или дети и взрослые) по принципу общности их личных и общественных интересов; координационные действия несовершеннолетних, направленные на реализацию какой-либо идеи (например, движение тимуровцев) (Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Словарь. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – С. 88).
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(The children’s movement) обладает значительными возможностями для развития социальной активности детей, поскольку здесь дети наравне со взрослыми выступают полноправными субъектами жизнедеятельности общественного объединения. Поэтому справедливо рассматривать детское движение как важнейший социальный ресурс, начальную ступень демократии, исток гражданственности, творческого самодеятельного потенциала общества (К истокам гражданственности: Социально-педагогические основы юных граждан «Наследники / Составитель В.А.Дергунов. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. – С. 11).
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(The children’s movement) – (в широком смысле) – совокупность детских и юношеских объединений, организаций, движений, существующих на определенной территории. (в узком смысле) – форма социально активной деятельности детей и взрослых, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности (например: экологическое, юнармейское, юнкоровское, туристко-краеведческое, движение милосердия, спортивной, коммунарской и т.д.) (Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – С. 82).
Детское движение
особым образом организованная деятельность самих детей – социально обусловленная, общественно и личностно значимая, это самодеятельность определенной направленности (индивидуальная и коллективная). Детское общественное движение (с участием взрослых) характеризуется двумя ведущими целями: первая, приоритетная цель – детская – стремление к объединению для удовлетворения своих интересов, запросов и потребностей, в котором они видят перспективу интересной жизни, признание своего взросления; вторая, – педагогическая цель – создание в детских сообществах условий, при которых осуществляется социализация личности ребенка, что проявляется в желании и готовности детей к выполнению социальных функций в обществе, т. е. формирование готовности к цивилизованным экономическим и политическим отношениям, на основе демократической культуры, к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодежи. Употребляется также термин "детское и юношеское движение". В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции "Д.д.". Например, только в словаре "Детское движение" (М.-Минск, 1998) представлено св. 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. - социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В Д.д. ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение. По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение). Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина (см.Пионерская организация) и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодежи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В Рос. Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями и объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более общественных формирований, однако вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет лишь 2-3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Участники детского и молодежного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал, исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения. Одна из осн. задач Д.д. - гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учетом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды. См. также Детская общественная организация, Международное детское и юношеское движение, Молодежь, Самодеятельные объединения детей и молодежи
Источник: Терминологический словарь библиотекаря