ДЕТСКИЙ уличный театр

Найдено 1 определение
ДЕТСКИЙ уличный театр
О 1950-х – 1960-х гг.: «Детский уличный театр принадлежит к малоизвестным по материалам и по существу неисследованным явлениям детского творчества. Он отличен от детских игр, в том числе драматических, сходен с нар. театром взрослых и возник, очевидно, под его влиянием. Сходна и их эволюция. Записи и наблюдения дет. уличного театра, о которых пойдет речь, относятся к 1950–1960 гг. (Луховицкий и Дмитровский рны Московской обл.) и 1980-м годам (русские села Мамадышского и Куйбышевского р-нов Т[атарской] АССР)… Представления происходят в летнее время, приурочиваются к современным и старым праздникам (от Пасхи до Яблочного спаса), иногда – воскресеньям. Они устраиваются на улице, у дома, а по большей части – во дворе. Сценической площадкой служит крыльцо, пространство перед воротами дома, в проеме деверей сарая. Для публики, оповещаемой устно или пригласительными билетами, “афишами”, сооружаются сидения из досок, положенных на табуретки, дрова, кирпичи. Участвуют в представлении дети от 7 до 12 (реже 14) лет, преимущественно девочки, исполняющие и мужские роли. Среди них выделяется режиссер – “заводила”, знаток текстов и приемов разыгрывания. Костюмы, бутафория и реквизит компонуются из домашних “взрослых” вещей и предметов – одежды, головных уборов, шалей и платков, посуды и т. д. Часть их имитируется с установкой на комический эффект. Гримом служит свекольный сок, уголь, помада; бороды и усы изготавливаются из мочала. Представления строятся как концерт, направленность его комическая, развлекательная. Это проявляется прежде всего в конферансе – парном, реже индивидуальном (“петрушничанье”). Ядром программы служат драматические сценки, близкие сатирическим пьесам нар. театра. Они дополняются инсценировками песен и сказок, исполнением песен и танцев, спорт. номерами с элементами эксцентрики. Наиболее традиционные сюжеты драматич. произведений – “Доктор и больной”, “Барин и слуга” (“Барыня и служанка”), позже – “Учитель и ученик” и т. д. В них обыгрываются комические ситуации, высмеиваются лень, глупость, недогадливость и т. д. Стилевые приемы комического близки народной драме: пародирование, обыгрывание “глухоты”, механический повтор, комическая речевая путаница, использование омонимии, оксюморона. Представления дет. уличного театра сочетают нар. драматические и театральные традиции с чертами шк. самодеят-сти. Однако в целом они сохраняют свою самостоятельность и “неофициальность”» (Савушкин, 1990, 85–86). Ср.: Концерт, Концерты дворовые самодеятельные.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.