профессиональный театр для детей. Первый детский драматический театр был открыт в Москве в 1920 году. Позднее детские театры стали создаваться во многих городах страны.
О конце 1940-х – начале 1950-х гг.: «“Вопрос о критике отпадает, – решил отец, покончив со вторым куском. “Принимай, Маша, хозяйственный отчет… Во Дворец культуры приезжает драматическая труппа. Я на три абонемента записался и в детский театр один абонемент заказал...”» (Ликстанов, [1953] 1964, 393).
О конце 1940-х – начале 1950-х гг.: (стихотворение С.Я. Маршака «В театре для детей»): «Народу-то! Народу! / Куда ни кинешь взгляд, – / По каждому проходу / Идет волна ребят. / Сажают их на стулья / И просят не шуметь, / Но шум стоит, как в улье, / Куда залез медведь…. / Но вдруг погасли лампы, / Настала тишина, / И впереди за рампой / Раздвинулась стена. / И увидали дети / Над морем облака, / Растянутые сети, / Избушку рыбака… / Все эту сказку знали – / О рыбке золотой, – / Но тихо было в зале, / Как будто он пустой./ Очнулся он, захлопал, / Когда зажгли огонь. / Стучат ногами об пол, / Ладонью о ладонь. / И занавес трепещет, / И лампочки дрожат – / Так звонко рукоплещет / Полтысячи ребят…» (Маршак, 1953, 238–240).
О 1960-х – перв. пол. 1970-х гг.: «Среди детских театров выделяются театры юного зрителя (ТЮЗы), кукольные и собственно детские. В 1965 г. в Москве открылся первый в мире муз. театр для детей. Все дет. театры в СССР – предприятия государственные. Театрам предоставлены спец. здания; установлена гос. дотация, которая обеспечивает низкие цены билетов на спектакли. Билеты в дет. театры можно купить в театральной кассе или получить в школе. В школах часто устраиваются коллективные просмотры спектаклей дет. театров. Репертуар дет. театров очень разнообразен, рассчитан на детей всех возрастов. Для мл. школьников в театрах идут спектакли-сказки: “Аленький цветочек”, “Золотой ключик”, “Красная шапочка” (драматические спектакли), опера “Мойдодыр”, балет “Айболит” (музыкальные спектакли) и т. д. Для старшеклассников ставятся пьесы русской, советской и зарубежной классики. В репертуар обязательно включаются нек. пьесы или инсценировки тех произв-ий, которые изучаются школьниками по учеб. программе по лит-ре. В театрах во время шк. каникул часто проводятся дет. утренники, ёлки, встречи актёров с юными зрителями, обсуждения спектаклей. Коллективы дет. театров выезжают на гастроли в различные города страны, показывают выездные спектакли. Пьесы для детей и юношества идут на сцене многих театров страны. Дети приходят сюда на утренние спектакли. В репертуар театров постоянно включаются такие пьесы, как “Синяя птица”, балеты “Щелкунчик”, “Конёк-Горбунок”, “Золушка”, “Коппелия”. В СССР существуют спец. школы-студии для подготовки актёров дет. театров» (Денисова, 1978, 98–99).
О третьеклассниках в конце 1960-х – начале 1970-х гг.: «[Люська] потянулась. “Вчера Сергей Фёдорович приехал, – сказала она всё так же громко. – …И сегодня мы с ним идём на балет “Доктор Айболит”. Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые – красные, с дырочками – и пойдём. И она ушла… “Она пошла смотреть “Доктора Айболита”, – сказала я. – А я так давно мечтала о “Докторе Айболите”!”» (Пивоварова, 1979, 72). ДЕТСКИЙ трамвай.
О г. Воронеже в 1930-х гг.: «Воронеж в годы моего детства можно назвать детской республикой. По улицам дрынчали специально “детские” трамваи, увешанные флажками, были детские парикмахерские, магазины, театр, кинотеатр» (Демиденко, 1987, 5).
202.80 кб
Детская игра и театрализация жизни
В статье анализируются вопросы и проблемы детской игры и игрушки в контексте осмысления теории театрализации Николая Евреинова, рассматриваются особенности театрально-игровой деятельности ребенка.