Детский дом

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕТСКИЙ ДОМ
государственное воспитательное учреждение для детейсирот.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Детский дом
государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте до 14 лет включительно.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДЕТСКИЙ ДОМ
государственное интернатное воспитательное учреждение для детейсирот в возрасте от 3х до 18 лет. Часть таких домов преобразованы в школыинтернаты.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДЕТСКИЙ ДОМ
государственное интернатное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Детский дом
государственное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЕТСКИЙ ДОМ
государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, лишения родительских прав и других причин. В зависимости от типа учреждения и правового статуса ребенка в детских домах детям предоставляется жилье, лечение, обеспечивается воспитание и обучение, их готовят к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В зависимости от специфики различают: детский дом-школа, санаторный детский дом.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Детский дом
социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Детский дом
воспитательное учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В Д. д. организуется содержание и воспитание детей. Обучение детей школьного возраста осуществляется в ближайшей общеобразовательной школе. Воспитанники Д.д. могут содержаться в нем до 18-летнего возраста. После окончания восьми классов общеобразовательной школы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в учреждения начального профессионального образования вне конкурса. Также вне конкурса такие дети принимаются в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. В Д. д. создаются условия для подготовки детей к самостоятельной жизни.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Детские дома
воспитательные учреждения интернатного типа для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Детские дома обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В дореволюционной России дети-сироты воспитывались в детских приютах, воспитательных домах и других учреждениях. После октября 1917 вместо них были образованы детские дома. В конце 50–60-х гг. большинство из них было реорганизовано в школы-интернаты, однако практика показала, что детские дома имеют свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучаются в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей. Поэтому детские дома были воссозданы.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Детский дом
воспитательное учреждение в образовательной системе России, занимающееся воспитанием и организацией образования детей – сирот, оставшихся без родителей, или социальных сирот, оставшихся без родительского попечения и заботы, взятых из семей, лишенных родительских прав. Задача детского дома – сохранение жизни и здоровья ребенка, его социализация и достойное воспитание, организация обучения, адаптация к самостоятельной автономной жизни в условиях города или села. Детский дом трудом воспитателей воссоздает условия жизни ребенка в семье: индивидуальный уголок, совместное воспитание детей из одной семьи, самообслуживание, наличие свободного времени и дружба с детьми вне детского дома, посещение внешкольных учреждений, кружков и т.д. Ребенок в детском доме может быть крещен, согласно вере своих предков, и посещать церковь. Эти и другие права ребенку предоставляются в детском доме, наравне с правами семейного ребенка. В детском доме должно быть по-домашнему уютно, тепло и созданы высоко духовные гуманные взаимоотношения между детьми, детьми и взрослыми.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕТСКИЕ ДОМА
воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Д.д. обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В дореволюционной России дети-сироты воспитывались в детских приютах, воспитательных домах и других учреждениях. После октября 1917 вместо них были образованы Д.д. В конце 50-60-х гг. большинство из них было реорганизовано в школы-интернаты, однако практика показала, что Д.д. имеют свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучаются в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей. Поэтому Д.д. были воссозданы. В Рос. Федерации сеть Д.д. включает: Д.д. для детей дошкольного (3-7 лет), школьного (7-18 лет) возраста и смешанные, а также семейные детские дома. Своеобразным типом Д.д. являются детские деревни. В Д.д. принимаются дети из домов ребенка, от частных лиц и др. Братья и сестры должны помещаться в один Д.д. Воспитательная работа строится на общих психолого-педагогических основах, индивидуальном и личностном подходе к каждому воспитаннику. Дети включаются в творческую, спортивную и трудовую деятельность. Стиль воспитания в Д.д. определяют педагоги-воспитатели. Выпускни- ки Д.д. могут возвратиться к родителям, продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях, начать трудовую деятельность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕТСКИЕ ДОМА
воспитат. учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родит, прав и др. причин. Д. д. решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоят. жизни и трудовой деятельности.
В России до 1917 наиболее распространенным типом воспитат. учреждений для детей-сирот были детские приюты. Первый воспитательный дом открылся в Москве в 1764.
После Окт. революции заботу о содержании и воспитании осиротевших дэ-тей взяло на себя гос-во. Декретом СНК (1918) созданы спец. органы (Комиссии для несовершеннолетних), на к-рые возлагались функции социальной охраны детства, устройства беспризорных детей. Дет. приюты и т. п. учреждения были преобразованы в Д. д. и переданы в ведение органов социального обеспечения, а в 1919 — в ведение Наркомпроса.
В нач. 20-х гг. в стране развернулась борьба по ликвидации детской беспризорности — тяжелого следствия Гражд. войны и разрухи. Возглавила эту работу Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК, 1921), руководимая Ф. Э. Дзержинским. Наряду с Д. д. в эти годы возникли новые типы учреждений для воспитания беспризорных детей- трудовые коммуны и колонии, где организовывались трудовое, обществ.-полит. воспитание и общеобразоват. подготовка воспитанников (см. Школы-коммуны). Примером таких учреждений являлись колония имени М. Горького и коммула имени Ф. Э. Дзержинского, возглавляемые А. С. Мжаренко. Своеобразными типами Д. д. были школа им. Ф. М. Достоевского, организованная В. Н. Сорокой-Росинским, дет. коммуна В. С. Ершова и др. Проблемы укрепления материальной базы Д. д. рассматривались на 1—3-м съездах по охране детства (1918, 1924, 1930). Этим вопросам посвящено спец. пост. ВЦИК и СНК РСФСР «О мероприятиях по подготовке воспитанников дет. домов к трудовой общественно поле-! — ной деятельности» (1925).
Во 2-й пол. 30-х гг., в период культа личности и нарастания репрессий, в системе гос. охраны детства произошли изменения. В 1935 ликвидированы комиссии для несовершеннолетних. Трудовые коммуны и колонии переданы в ведение НКВД. С особой остротой вопрос. о судьбах детей-сирот вновь встал в годы Вел. Отеч. войны. Пост. СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (1942) создавалась доп. сеть Д. д., расширялись возможности участия граждан в воспитании осиротевших детей в форме опеки и патроната.
Большая реорганизация Д. д. в СССР проведена в кон. 50-х — сер. 60-х гг. В стране была создана сеть школ-интернатов, большинство Д. д. превращено в школы-интернаты, а имевшие неудовле-творит. материальную базу — закрыты.
В кон. 70-х — нач. 80-х гг. в системе Д. д. и школ-интернатов сложилась тяжелая ситуация, проявлявшаяся как в их недостаточной материально-техн. обеспеченности, так и в проникновении казенщины, формализма в эрганизацию жизни детей. Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержащихся в Д. д. и школах-интернатах, лишь 4—7% составляют дети-сироты. Св. 70% имеют родителей, лишенных родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения. Воспитание детей с младенч. возраста вне семьи накладывает отпечаток на психич., физич. и социальное развитие человека, затрудняет работу воспитателей в Д. д., в ряде случаев приводит к необходимости осуществлять доп. психокоррекц. работу. Для улучшения воспитат. работы и материального обеспечения Д. д. спец. решениями (1985, 1987) пр-ва предусматривалось Значит. увеличение расходов на содержание воспитанников Д. д., снижение наполняемости классов и воспитат. групп до 25 чел. в 1—8-х кл. и до 20 чел. в 9—10-х кл., введение должности психолога, улучшение мед. обслуживания, режима труда, повышение зарплаты пед. работников Д. д. Приняты меры по доп. материальной помощи выпускникам Д. д. и их трудоустройству и обучению, по совершенствованию подготовки спец. кадров, введена соответств. специализация в ряде пед. вузов страны. Значит. роль отводится участию широкой общественности в воспитании детей-сирот, оказанию помощи Д. д. через разл. обществ. фонды, в т. ч. Рос. дет. фонд (ранее Сов. дет. фонд).
Сеть Д. д. в Рос. Федерации включает: дошкольные Д. д. (для детей 3—7 лет); смешанные (для дошкольников и детей шк. возраста); Д. д. для детей шк. возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один Д. д., где создаются необходимые условия для поддержания между ними родств. отношений.
По инициативе Дет. фонда с 1988 началось создание модели Д. д. нового типа — семейного Д. д. Идея таких домов принадлежит австр. врачу Г. Гмайнеру, к-рый в 1949 основал обществ. фонд «SOS-Kinderdorf» («Детская деревня») и на его средства открыл первый дом семейного городка. Каждая семья состояла из матери-воспитательницы и 6—9 детей разного пола и возраста. Воспитательницами являлись незамужние женщины, не имеющие своих детей. Семейные Д. д. распространились во всем мире (в 1988 они имелись в 90 странах). Существуют разл. модели организации семейных Д. д. В качестве воспитателей во мн. странах привлекаются также супружеские пары, имеющие своих детей.
Осн. задача семейных Д. д. — приблизить условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоят. жизни. В Рос. Федерации с 1988 намечен ряд мер по их развитию. Семейные Д. д. создаются как городки из одноквартирных многокомнатных домов для семей, воспитывающих не менее 10 детей; как отд. квартиры в обычных домах для отд. семей, воспитывающих не менее 5 чел. Д. д. семейного типа находятся в ведении местных гор. и сел. органов власти. В организации и деятельности семейных Д. д. активно участвуют обществ. орг-ции. Подбор родителей-воспитателей ведут местные органы нар. образования в условиях гласности, с обязат. обсуждением кандидатур в трудовых коллективах или по месту жительства. Время, к-рое родители-воспитатели уделяют воспитанию детей, засчитывается в их общий и непрерывный стаж при назначении пенсий, пособий и в стаж работы по специальности. Определены нормы материального обеспечения детей, условия оплаты труда пед., мед. работников и обслуживающего персонала дет. городков. Каждой семье, принявшей на воспитание детей, оказывается медико-консультативная, психолого-диагностич. и материальная помощь.
Воспитат. работа в Д. д. основывается на общих психолого-пед. принципах, но требует от воспитателя макс, отдачи, восполняющей детям отсутствие обычных семейных условий воспитания. Дети включаются в разл. виды деятельности — познавательную, трудовую, творческую, спортивную, игровую. Макаренковский принцип воспитания в коллективе и через коллектив осуществляется в организации коллективной творч. деятельности детей, в создании многообразных внутри- и внешнеколлективных связей. Отношения воспитателей и воспитанников, старших и младших детей строятся на принципе общей гуманизации уч. воспитат. процесса, создают чувство защищенности у детей, атмосферу благоприятного психол. климата. Дифференцированный подход к воспитанию учитывает как индиви-дуально-психол., так и половозрастные особенности детей. В работе с детьми в Д. д. особенно необходим пед. оптимизм, основанный на уверенности педагога в успехе воспитания любого, даже самого трудновоспитуемого ребенка, что помогает формированию коллективных и личных устремлений, дальних жизненных перспектив, проф. наклонностей у воспитанников.
В Д. д. осуществляется самоуправление, полномочным органом к-рого является совет воспитанников, решающий разл. вопросы организации жизнедеятельности дет. коллектива. Большое значение имеют разнообразные внеш. отношения Д. д. с окружающей средой, с обществ. орг-циями. Пед. коллектив Д. д. устанавливает тесную связь с педагогами общеобразоват. школ, где учатся воспитанники Д. д., что особенно важно для единства пед. позиций шк. учителей и воспитателей Д. д.
При каждом Д. д. действует попечит. совет, в к-рый входят представители местных органов нар. образования, обществ. и шефствующих орг-ций. Совет решает вопросы ремонта и стр-ва Д. д., материально-техн. базы, организации труда и отдыха воспитанников, дальнейшего их трудоустройства, направления на учебу в ср. и высш. уч. заведения.
Лит.: Макаренко А. С., Опыт методики работы дет. трудооой колонии, Пед. соч. в 8 тт. т. 1, М., 1983; его же. Методика организации воспитат. процесса, там же; Гер б ее в Ю. В., Виноградова А. А., Система воспитат. работы в дет. доме, М., 1976; Соколова ф. А. Родной дом, М., 1978; Дзенушкайте С. А., Наш дом. Из опыта воспитат. работы Куршенайского дет. дома Литов. ССР, М 1983; Лангмейер И., Матейчик 3., Психич. депривация в дет. возрасте, Прага, 1984; Психологии, рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, дет. домах и школах-интернатах, под ред. И. В. Дубровина, М., 1986; Лиханов А. А., Дети без родителей. М., 1987. С. А. Беличева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
195.55 кб

Новая миссия детского дома

Зуева Надежда Львовна
В статье автор описывает инновационную модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая позволяет построить жизнедеятельность учреждения на принципиально новых основаниях и осуществлять в рамк
Читать PDF
544.29 кб

Инклюзивное воспитание в детском доме

Цареградская А. С.
В этой статье автору хотелось бы обсудить особенности инклюзивного воспитания в условиях детского дома. В частности, те из них, с которыми приходится сталкиваться педагогам и воспитателям, работающим в детских домах.
Читать PDF
155.27 кб

Коучинг для воспитанников детских домов

Куликова Людмила Генриховна
Статья посвящена одному из важных вопросов социализации воспитанников детских домов сопровождению старшего юношеского возраста (15-18 лет) после выхода из детского дома.
Читать PDF
236.15 кб

Творческое мышление дошкольников из детских домов

Пчелкина Евгения Петровна, Орехова Виктория Ивановна, Бобылева Анастасия Сергеевна
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы творческого мышления детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах. Рассмотрены подходы к понятию «творческое мышление».
Читать PDF
1.98 мб

О школьной дезадаптации воспитанников детского дома

Пестерева Ольга Александровна, Климентьева Наталья Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме школьной дезадаптации воспитанников детского дома.
Читать PDF
321.17 кб

Пути модернизации воспитательной системы детского дома

Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Морозова Ирина Викторовна, Ахтаов Руслан Ахметович
В статье рассматриваются теоретические аспекты модернизации воспитательной системы детского дома, обосновываются причины недостаточной сформированности социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ч
Читать PDF
2.35 мб

Профессиональная ориентация воспитанника детского дома

Гольцвардт Т.В., Серова Н.А.
Читать PDF
860.77 кб

Проблема социальной адаптации выпускников детских домов

Шогенова Фатима Замировна, Ханиева Залина Арсеновна, Шинахова Марьяна Мусаевна
В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.
Читать PDF
472.41 кб

Послевоенная повседневность воспитанников детских домов

Коренюк Валентина Михайловна
В статье рассматриваются особенности повседневной жизни воспитанников детских домов 1945-1953 гг. Автор размышляет о причинах увеличения количества детей-сирот в послевоенный период.
Читать PDF
455.82 кб

Детские дома на Урале в годы Великой Отечественной войны

Варехина А. Н.
Рассматриваются вопросы, связанные с ликвидацией массовой детской беспризорности и безнадзорности в СССР в 1941—1945 гг.
Читать PDF
738.74 кб

Реализация экспериментальной деятельности в детском доме

Малых Светлана Николаевна
В данной статье рассматривается опыт участия в экспериментальной деятельности педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Читать PDF
425.08 кб

Татарские детские дома в Петрограде-Ленинграде 1920-х гг.

Тагирджанова Альмира Наимовна
Читать PDF
173.40 кб

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ДЕТЕЙ, ЖИВУЩИХ В ДЕТСКИХ ДОМАХ

Одинокова Вероника Александровна, Захарова Юлия Петровна, Русакова Майя Михайловна
В последние годы, как в России, так и за рубежом растет интерес к вопросам детства и расширяется круг лиц, заинтересованных в получении актуальной информации о детях.
Читать PDF
395.34 кб

Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов

Селиванова Елена Анатольевна
В статье раскрывается особенности эмоциональной сферы воспитанников детских домов, специфика проявления состояния одиночества у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, представлена п
Читать PDF
401.94 кб

Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов

Селиванова Е. А.
В статье раскрывается особенности эмоциональной сферы воспитанников детских домов, специфика проявления состояния одиночества у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, представлена п

Похожие термины:

  • Детские дома семейного типа

    (детские деревни, SOSкиндердорфы) – система жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях, приближенных к семейным, впервые созданная в 1949 г. Г. Гмайнером и орган
  • ТЕАТР КУКОЛ домашний детский

    В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых, и кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрослыми. В данном случае