ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль возрастной психологии, которая изучает психологию детей разного возраста, от рождения до окончания школы.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические особенности развития (поведение в обществе, самоутверждение, упрямство), детские игры, признаки начинающейся половой зрелости. Методы детской психологии: либо наблюдения — систематические, периодические или длительные, либо экспериментальные исследования. Детская психология тесно связана с педагогической психологией и педагогикой.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д. п. имеют большое значение для педагогической практики, определения программы и методов учебно-воспитательной работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Участие ряда школ России в эксперименте по обучению иностранным языкам со 2-го класса предполагает максимальный учет индивидуально-психологических особенностей детей при организации учебного процесса, в котором акцент делается на устную иноязычную речь и широкое использование игровых форм работы. В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Важные идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, а также в работах А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и др. Д. п. решающее значение в психологическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка следующие возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (2–3 года), дошкольный возраст (3–6/7 лет), младший школьный возраст (6/7–10 лет), подростковый возраст (11/12–15 лет), ранний юношеский возраст (15–17/18 лет).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно-воспитательной работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Задачей Д.п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 в. Значительную роль в ее становлении сыграли эволюционная теория Ч. Дарвина, успехи физиологии нервной системы и органов чувств, разработка объективных, экспериментальных методов психологических исследований и т.д. В России в 60-е гг. 19 в. И.М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психических процессов и об их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для развития Д.п. имели психологические идеи К.Д. Ушинского, позднее развитые П.Ф. Каптеревым. В дальнейшем начала развиваться экспериментальная Д.п. (И.А. Сикорский, А.П. Нечаев и др.). В 30-х гг. Л.С. Выготский совместно с А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым и другими начал теоретическую и экспериментальную разработку проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка и изучение роли усвоения общественного опыта в формировании высших, специфически человеческих психических процессов. На основе этих исследований было выдвинуто положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. В конце 20-х - 1-й половине 30-х гг. 20 в. изучение развития психики ребенка велось гл.о. в русле педологии. В последующие годы внимание ученых было сосредоточено на разработке проблем зависимости психического развития ребенка от условий жизни и воспитания. Исследования психологов охватывают все возрастные периоды с раннего детства и до подросткового и юношеского возраста. Ряд обобщающих трудов посвящены анализу различных видов детской деятельности. Значительное количество работ посвящено психическому развитию аномальных детей. Особое место в современной Д.п. занимают труды швейцарского психолога Ж. Пиаже, который, используя аппарат современной логики, провел совместно с другими специалистами комплекс психологических исследований умственного развития ребенка.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной деятельности ребенка.
Исследования в области Д. п. имеют важное значение для пед. практики, определения программ и методов уч.-воспитат. работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Исследования аномального развития психики используются в дефектологии и дет. психиатрии.
Задачей Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития психич. процессов (познават., волевых, эмоциональных), а также разл. видов дет. деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психол. особенностей детей. Отд. психич. процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребенка. Исследования в Д. п. направлены не просто на констатацию возрастных изменений психики, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребенка, от его взаимоотношений с окружающими людьми. К числу методов, используемых в Д. п., относятся наблюдение, беседа, собирание и анализ продуктов дет. деятельности (рисования, лепки, конструирования, лит. творчества), а также разл. виды эксперимента. Важную роль играет также психол. изучение опыта работы воспитателей и учителей.
Д. п. выделилась в самостоят. отрасль знания в сер. 19 в. Первонач. происходило лишь накопление материала наблюдений за ходом психич. развития отд. детей (дневниковые записи). Позднее были предприняты эксперим. исследования и началась систематизация и осмысление накопленных материалов. В кон. 19 — нач. 20 вв. в ряде стран появились обобщающие работы по Д. п. Значит. роль в ее становлении сыграли эволюц. теория Ч. Дарвина, успехи физиологии нервной системы и органов чувств (Г. Гельм-гольц, И. М. Сеченов и др.), разработка объективных, эксперим. методов психо-физиол. исследований и т. д.
В зап.-европ. и амер. Д. п. сказалось влияние субъективной эмгшрич. психологии, психоанализа, бихевиоризма и др. Проводились исследования дет. восприятия (К. Коффка, Д. Кац, Э. Гибсон и др.), памяти (Э. Мейман, В. Штерн, Э. Брун-свик и др.), мышления (А. Вине, К. Бюлер и др.), речи (Штерн, А. Декедр и др.), волевых и эмоциональных процессов (Дж. Уотсон, К. Левин и др.) и т. д.
В России в 60-е гг. 19 в. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психич. процессов и об их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение имели психол. труды К. Д. Ушинского, к-рый в кн. «Человек как предмет воспитания» (1868—69) раскрыл роль воспитания в психич. развитии ребенка и подчеркнул значение психологии для пед. теории и практики. Психол. идеи Ушинского разрабатывались П. Ф. Каптере-вым. В дальнейшем начала развиваться эксперим. Д. п. (И. А. Сикорский, А. П. Нечаев, П. О. Эфруси, Н. А. Рыбников, К. Н. Корнилов). Вопросами формирования дет. личности занимались К. В. Ельницкий, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др. В 1903 ученик И. П. Павлова Н. И. Красногорский начал изучение физиологии головного мозга у детей. Эти исследования, также как и близкие к ним по своему характеру работы В. М. Бехтерева и H. M. Щело-аанова, были продолжены в сов. Д. п.
Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций диалектич. материализма были сделаны в 20-х гг. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Вы-ггтский совм. с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтье&ым и др. начал теоретич. и экс-перим. разработку проблем обществ.-ист. обусловленности психич. развития ребенка и изучение роли усвоения об-аеств. опыта в формировании высших, специфически человеческих психич. процессов (осмысленного восприятия, произвольного внимания, логич. памяти, понятийного мышления и т. д.). На основе этих исследований было выдвинуто положение о ведущей роли обучения в психич. развитии ребенка, о зоне ближайшего развития и др.
В кон. 20-х — 1-й пол. 30-х гг. изучение развития психики ребенка велось гл. обр. в русле педологии. Резкая критика педологии и официально санкционированный отказ от нее имели ряд серьезных негативных последствий: мн. специалисты по Д. п. (Е. А. Аркин, Блон-ский и др.), обвиненные в «педологич. извращениях», свернули свои исследования. Разработка ряда проблем (напр., диагностика индивидуально-психол. различий) и концепций (напр., культурно-ист. теория развития психики) была приостановлена. В последующие годы внимание ученых было сосредоточено на разработке проблем зависимости психич. ризвития ребенка от условий жизни и воспитания. Проводились теоретич. и экс-перим. исследования роли разл. видов деятельности в формировании психич. процессов и личности у детей (А. Н. Ле-онтьев, Д. Б. Элеконин и др.), влияния условий, и структуры деятельности на восприятие и мышление ребенка. Изучались развитие способностей (Б. М. Теплое, Н. С. Лейтес и др.), формирование мотивов поведения (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Н. Г. Морозова), психол. проблемы воспитания характера и 1равств. качеств личности (А. В. Веде-нов, Корнилов, Н. Д. Левитов). Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психич. процессов у ребенка изучаются груз, психол. школой (Д. Узнадзе, Р. Натадзе и Др.). Исследования сов. ученых, посвященные развитию ребенка, охватывают все возрастные периоды с раннего детства (Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. X. Швачкин и др.) и до подросткового и юношеского возраста (Божович, В. А. Крутецкий, Левитов, Н. С. Лукин и др.). Значит. кол-во работ посвящено психич. развитию аномальных детей (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).
Активизировались разработка и обсуждение вопросов о роли биологического и социального в онтогенезе человеческой психики, о взаимоотношении воспитания, обучения и развития, о связи между внешними (материальными) и внутренними (умственными) действиями. Было обнаружено особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психич. процессов и их закономерное, поэтапное формирование у ребенка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (П. Я. Гальперин и др.). Эти исследования, а также изучение формирования психич. процессов и свойств личности у ребенка создали необходимые психол. основы для разработки более эффективных методов обучения. Обнаружены также значительно большие, чем предполагалось ранее, возрастные пси-хофизиол. возможности дошкольников и мл. школьников, что позволило определить психол. критерии обогащения познават. содержания программ дошк. воспитания и нач. обучения и наметить более высокие требования к воспитат.-образоват. работе дет. сада и нач. классов школы (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, H. H. Поддьяков, Эльконин).
Началось также интенсивное изучение общения ребенка со взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина), усвоения нравств. норм и эталонов (С. Г. Якобсон). Вышел ряд обобщающих трудов, посвященных анализу разл. видов дет. деятельности (Давыдов, В. С. Мухина, Эльконин).
Исследования по Д. п. широко ведутся в заруб. странах.
Особое место в совр. Д. п. занимают труды швейц. психолога Ж. Пиаже, к-рый, используя аппарат совр. логики, провел совместно с сотрудниками (Б. Инельдер и др.) комплекс психол. и чгенетико-эпистемологич.» исследований умственного развития ребенка. Амер. психолог Дж. Брунер изучает проблемы развития познават. процессов у ребенка. В зап.-европ. Д. п. заметно влияние группы таких ученых, как А. Валлон, Р. Заз-зо (Франция), Б. Саймон, О. Коннор (Великобритания), к-рые подчеркивают значение социальных факторов в развитии дет. психики.
Лит: Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., П.; Фигурин Н. Л., Денисова М. П., Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года, М., 1949; Менчинская Н. А., Развитие психики ребенка. Дневник матери. M., 19S72; Левитов Н. Д., Дет. и пед. психология, Ми958; Эльконин Д. Б., Дет. психология (развитие ребенка от рождения до семи лет), М., 1960; Запорожец А. В., Психология, М.; Изучение развития и поведения детей, [пер. с англ.], Ми966; Валлон А., Психич. развитие ребенка, [пер. с франц.], М., 1967; Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; II и а-ж с Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969]; Люблинская А. А., Дет. психология. Ми971; Опыт системного исследования психики ребенка, под ред. Н. И. Непомнящей, М., 1975; Уайт Б., Первые три года жизни, [пер. с англ.], М., 1982; Выготский Л. С., Вопросы дет. (возрастной) психологии, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Б а у-эрТ., Психич. развитие младенца, пер. с англ., M.; Мухина В. С., Дет. психология, M.; С ar m i с h ael L., Manual of child psychology, ed. by P. H. Mussen, v. 1—2, N. Y.; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.40 мб

Сказкотерапия в работе детского психолога

Вачков Игорь Викторович
Общее представление о сказкотерапии Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов.
Читать PDF
140.11 кб

Агиологическая психология детской святости

Абраменкова В. В.
Может ли святость стать предметом научного изучения, задает вопрос автор статьи и, отвечая на него, впервые обращает внимание исследователей на особый тип святости детский чин и особые традиции почитания детей-святых в Русской Пра
Читать PDF
296.57 кб

Детская психология в воспитательном процессе

Байкин С.А.
Тезисы к конференции «Учебная деятельность студентов, обучающихся по направлению «Педагогика»: диагностика, структура, психологическая и педагогическая регуляция».
Читать PDF
135.26 кб

Психологические условия развития детского творчества

Тютюнник Владимир Иванович
Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности.
Читать PDF
2.26 мб

Детская тревожность в практике медицинского психолога

О. Т. Лайзан, Е. А. Жарикова
В статье рассмотрен психологический аспект детской тревожности на примере случаев из практики. Особый акцент уделен методам психокоррекции с учетом личностно-ориентированного подхода.
Читать PDF
864.34 кб

Психологический взгляд на детское шоу по «Взрослым» правилам

Завоеванная Н.С.
Статья посвящена влиянию опыта участия в детских шоу с жесткими правилами на психологическое состояние и развитие личности ребенка и подростка.
Читать PDF
155.05 кб

Психологическое исследование правосознания в детском возрасте

Есикова Татьяна Владиславовна
Предлагается исследование правового сознания в детском возрасте.
Читать PDF
261.75 кб

Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы

Зверева Н. В., Коваль-зайцев А. А.
По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007), распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%.
Читать PDF
963.56 кб

Детская клиническая психология: история и современное состояние

Зверева Наталья Владимировна, Горячева Татьяна Германовна
В статье рассматривается история возникновения, особенности становления в мировой и отечественной науке и практике направления медицинской психологии детской клинической психологии (синонимы: клиническая психология детства, клинич
Читать PDF
451.53 кб

Психологические особенности феномена стойкости в детском возрасте

Магомед-эминова Ольга Ильинична
Данная работа посвящена изучению феномена стойкости в детском возрасте.
Читать PDF
1.17 мб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Игембаева К.С.
В данной статье раскрываеться вопрос института семьи. В особенности влияния семьи на формирование личности детей.
Читать PDF
397.88 кб

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного общения детей различных возраст
Читать PDF
2.39 мб

Теория развития в психоанализе и в отечественной детской психологии

Васильева Н.Л.
В статье проводится сравнительный анализ теорий развития в детском психоанализе и в отечественной психологии развития.
Читать PDF
199.15 кб

Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века)

Омельчанко Е. В.
В статье рассматривается история возникновения и развития в Германии одной из основных отраслей психологической науки детской психологии, представлен целостный обзор ее состояния в конце XIX начале XX столетия.
Читать PDF
172.17 кб

Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии

Гарибашвили Т. И.

Найдено книг по теме — 17