страдают отклонениями в развитии речи при первично сохранных предпосылках интеллектуального развития и нормальном слухе. Этим они отличаются от детей, страдающих умственной отсталостью, задержкой психич. развития, нарушением слуха и др., у к-рых речевые изменения носят вторичный характер.
Нарушения речи различаются по формам и по степени выраженности. Они могут затрагивать только фонетич. сторону речи или также ее смысловую сторону, словарный запас, грамматич. строй. Кроме того, нарушения проявляются в изменении темпа и плавности речи (напр., при заикании), в расстройствах письма и чтения (при дисграфии и дислексии).
В логопедии разработана пед. классификация, согласно к-рой нарушения речи подразделяются на фонетические, фоне-тико-фонематические, общее недоразвитие речи, заикание. наиб. многочисленна группа детей с общим недоразвитием речи. У этих детей резко ограничен словарный запас; иногда полностью отсутствует возможность речевого общения. В легких случаях нарушения речи проявляются в искаженной артикуляции звуков, в нек-рых устранимых трудностях их восприятия при достаточно развитой лексико-грамматич. стороне речевого высказывания.
Большинство детей с нарушениями речи способны понимать обращенную к ним речь, однако сами ограничены в возможностях речевого общения, что нередко вызывает у них вторичную задержку в формировании речевого мышления, внимания, памяти, а также нарушение эмоционально-волевой сферы и др.
Эффективность коррекции речевых нарушений зависит от формы и степени дефекта, индивидуальных компенсаторных возможностей ЦНС детей, от своевременности и продолжительности пед. и мед. воздействия.
Ранняя квалифициров. диагностика нарушений речи в дет. возрасте позволяет предотвратить мн. осложнения речевого развития. Дошкольники воспитываются в спец. логопедич. садах и группах (дети с общим недоразвитием речи — с 3—4 лет, а заикающиеся — с 2—3 лет). По решению медико-пед. комиссии дети, достигшие шк. возраста, в случае полного или почти полного преодоления речевого дефекта направляются для дальнейшего обучения в массовую школу, а в случае стойких, трудно преодолимых аномалий речевого развития — в спец. школу для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Лит.: Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского, М., 1969; Спирова Л. Ф., Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, М., 1980. См. также лит. при ст. Логопедия.