ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Найдено 1 определение
ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
наглядный метод обучения, применяемый с целью создания в сознании учащихся наглядного образа предмета, явления, процесса, действия и т.п.
Д.н.п. целесообразна в следующих случаях: 1) средство наглядности непосредственно служит объектом изучения, и учащиеся в процессе наблюдения получают знания о видимых формах, свойствах и отношениях (например, изучение двигателя, образцов материалов, сырья, графических изображений, схем, диаграмм, макетов, моделей и т.п.); 2) средство наглядности в сочетании с предшествующим опытом учащихся служит преподавателю опорой для словесного объяснения внутренних связей в явлениях, процессах, недоступных для непосредственного восприятия (например, при объяснении по схеме технологического процесса промышленного производства серной кислоты преподаватель опирается на знания учащихся о получении этой кислоты лабораторным способом); 3) наглядный объект используется как подтверждение, иллюстрация к словесному объяснению преподавателя (демонстрация плакатов, диафильмов, макетов, муляжей и т.п.); 4) наглядный объект служит отправным пунктом для рассказа о явлениях и связях, еще неизвестных учащимся и недоступных непосредственному восприятию (использование кино- и видеофильмов о процессе сварки, использование схем организации рабочего места по профессии и т.п.).
Представляя наглядным образом различного рода абстрактные понятия, связи и зависимости между величинами, динамику определенных явлений и создавая таким образом основу для формирования конкретных представлений, преподаватель, мастер значительно облегчает осознание и понимание учащимися учебного материала.
Д.н.п. органически сочетается с использованием других методов и методических приемов обучения. Успешность Д.н.п. во многом зависит от способа руководства восприятием их учащимися.
В процессе Д.н.п. преподаватель, мастер путем словесных пояснений и указаний помогает учащимся выделить в наблюдаемом главное, сделать выводы, направляет их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения. При возможности учащиеся могут поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные и т.п. Эффективным методическим приемом повышения качества восприятия наглядных пособий является установка на последующий контроль.
Лит.: Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1958; Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А.А. Кыверялга и А.В. Батаршева. – М., 1990.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.