ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ

Найдено 1 определение
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе школьного образования. Эти тенденции, факторы и процессы базируются на общечеловеческих идеях демократии, однако могут изменяться в зависимости от конкретных исторических условий и задач общественного развития. Общество на разных этапах может ставить и решать разные задачи демократизации сферы образования (и системы школьного обучения) в зависимости от текущих задач развития демократии и актуализации ее отдельных проблем в тех или иных сферах жизни общества.
Школа — часть гражданского общества, но играть роль демократического института может лишь при условии, если государство не вмешивается в функции педагога по обеспечению условий развития ребенка, если оно не диктует нормы обучения и воспитания, полностью доверяя профессионалам. Традиция тоталитарного огосударствления школы в результате изменений последних лет была подорвана, но не преодолена полностью. Не случайно в основе теперешней демократизации лежат базисные цели:
- обеспечить основные права и свободы человека и социальных групп (наделить их свободы законным статусом сначала на уровне школы); - соблюдать демократические процедуры принятия и исполнения решений; - создать реальные условия для самоопределения и самореализации детей и взрослых; - обеспечить их широкое участие в жизни самих школ и демократизации в целом.
К основным правам и свободам относятся: уважение личности (ее достоинства, мнения, позиции и права выбора), участие в выработке общего решения, участие в решении всех дел сообщества, участие в управлении сообществом, участие в контроле соблюдения школьных законов и выполнения решений.
В общей системе демократических прав и свобод на данном этапе развития отечественного образования наиболее актуальными становятся:
- открытость самого образования, публичность всех процессов
его осуществления, начиная с утверждения образовательной политики школы и заканчивая общественной экспертизой; - обеспечение автономии образовательных учреждений и развития их органов само- и со-управления;
- либерализация системы управления и самоуправления образованием; - создание условий для утверждения многообразия и вариативности (моделей и типов образовательных учреждений, программ, учебников и учебных пособий); - демократизация учебного процесса, соблюдение прав учащихся на выбор педагога, программы, учебной группы, формы отчетности; - создание структур гражданского общества в сфере образования и обеспечения в ней публичного контроля над действиями органов управления.
Успех провозглашенной модернизации зависит от демократизации управления (прежде всего, на среднем и низшем уровнях) — форм взаимоотношений и взаимодействия субъектов образования, которые обеспечивают осуществление реальных демократических образовательных процессов как в самой школе, так и в структуре управления, которая стоит над школой.
Сегодня во многих регионах школа сталкивается с администрированием, оставаясь под жестким руководством и контролем. Школа до сих пор не автономна, не самостоятельна, школьное самоуправление копирует властные государственные структуры («вертикаль»), даже не представляя, как можно создать горизонтальные демократические структуры со=управления детско-взрослого сообщества: ведь формы прямой демократии как нельзя лучше соответствует укладу самой школьной жизни. В школьных коллективах слабо развита готовность вырабатывать публично согласованные решения, недостаточно понимание возможностей самоорганизации. В итоге для массовой школы стали привычны проявления «неоавторитаризма»: навязывание педагогическому коллективу решений администрации; принудительные задания сверху (в классе и в системе управления); формализм их выполнения снизу; отсутствие опоры на личную заинтересованность в результатах деятельности ученика и учителя; формально-силовое поддержание дисциплины (как в классе, так и в среде педагогов); манипулирование мнением; имитация «нужной» деятельности.
Суть демократических норм управления можно выразить так: не школа для управления, не учитель для администрации (как объекты инспектирования), а управление/инспектор/директор — для обеспечения инновационной деятельности школы и учителя. Задача управления разных уровней — развитие детско-взрослых (учительских и родительских) сообществ, способных к самоопределению, самоорганизации и самоконтролю. При этом надо учитывать, что сама демократия не сводится к «народовластию». Демократия — это диалог, обсуждение проблем, принятие мнения каждого, учет позиции меньшинства и согласование решений на всех уровнях (диалог — это организационный аналог и психологический эквивалент демократии: если вы способны на диалог, значит, вы открыты демократии).
Благодаря распространенному в школах стилю управления часто оказывается, что можно вообще обойтись без дискуссий и выработки согласованных решений: до сведения школ просто доводится, что они «должны» делать, а школы «обязаны» все выполнять и не возражать. При этом забывается, что законом установлено государственно-общественное управление образованием, которое со временем станет общественно-государственным. За обеспечением общественной составляющей управления следует наблюдать общественным организациям и независимым профессиональным и родительским ассоциациям, которых у нас еще недостаточно. Само же их сотрудничество со школами порой трактуется узко прагматически — как одностороннее действие, бесспорное выполнение нижестоящими указаний вышестоящих. Иного «сотрудничества» вертикально устроенное управление на местах представить себе порой не может.
Сущность же «воодушевляющего управления», провозглашенного еще матвеевской «Учительской газетой» времен перестройки, — обеспечение демократических условий саморазвития школ:
– публичности и совместности всех действий; опоры на общественную поддержку деятельности;
– соблюдения интересов всех субъектов образовательной политики; уважения прав меньшинства при принятии решений;
– прозрачности механизмов управления, их нацеленности на взаимодействие;
– добровольности принятия ответственности субъектами образования, опоры на их инициативу; поддержки инновационной деятельности и широкого участия инициативных групп в выполнении решений, а также поддержки их права влиять на образовательную политику;
– равенства прав детей и взрослых в школьном самоуправлении и уважения их свобод в школе.
Образовательная политика часто рассматривается исключительно как государственная прерогатива. Об этом сказано в статье 28 Закона РФ «Об образовании». Однако школа имеет те же права. Ее права — продолжение провозглашенных в Законе принципов: - гуманистического характера образования;
- единства федерального и регионального культурного и образовательного пространств;
- общедоступности и адаптивности системы образования; - светского характера образования; - его свободы и плюрализма;
- демократического, государственно-общественного характера управления и автономности образовательных учреждений.
Эти принципы, особенно два последних, дают школе право на проведение собственной образовательной политики, демократически согласованной с государственной. Структуры управления должны обеспечить право школы сохранять собственную образовательную политику, опираясь на «правовые гарантии для свободного функционирования развития системы образования» (статья 4 Закона).
Демократизация начинается с обеспечения реального равноправия: - Школьное сообщество организуется на принципе равных возможностей. Мнения его членов принято суммировать. При решении любого вопроса должны выявляться, рассматриваться и учитываться все точки зрения.
- Предложение или решение голосуется только тогда, когда есть возражения. Если какое-то решение принимается большинством голосов — то это вовсе не завершение процесса принятия решения («большинство победило меньшинство»), а только начало его согласования («большинство договаривается с меньшинством»). Голосование укажет на необходимость поиска консенсуса.
- Согласование (консенсус) может примирить и разрешить противоречия, поскольку ему свойственны толерантность и признание равенство прав при многообразии интересов - Система голосования, основанная на простом подсчете голосов «за и против», способствует расколу сообщества и служит причиной конфронтации. Диктатура (диктат) большинства противоречит демократической норме учета всех позиций. Неограниченная власть большинства может иметь негативные последствия: единовластие, манипулирование мнением людей.
Демократические нормы обеспечивают то, что сообществом управляет его общее, согласованное мнение. Еще одной нормой при этом выступает открытое, свободное и безбоязненное выражение мнения и толерантное отношение к иному мнению. Единичное мнение всегда принимается в расчет. Смысл его — в том, что, если не здесь и теперь, то позже оно призвано сыграть свою роль в общем балансе сил. В конечном счете, согласованное предложение может потерять какие-то детали, но взамен сообщество получит определенную степень согласованности, позицию, устраивающую всех. В итоге вырабатывается бесконфликтное решение — основа сотрудничества, в которое включены все. Создать в школе атмосферу реального, а не показного сотрудничества учащихся, родителей и педагогов — основное средство реализации собственной демократической образовательной политики. Относительная независимость решений школьного сообщества, право на собственную стратегию и тактику образования, автономия школьной жизни — вот те начала демократизации, которые принесут обновление.
Однако есть опасность, что в школах может возобладатьформально-управленческий подход к самоуправлению: установка на вертикаль (иерархию) органов управления, жесткое разделение их функций, утверждение инициатив сверху, ставка на лидеров (будущих управленцев), подчиненность самоуправления школьной администрации.
Основные нормы реального самоуправления: отсутствие иерархии, самоорганизация, взращивание инициатив снизу, подчиненность самоуправления школьному сообществу. Задача такого самоуправления — не столько подготовка нового поколения лидеров, сколько обеспечение участия каждого школьника в жизни детсковзрослого сообщества. В этом плане самоуправление в школе должно отражать структуры гражданского общества, а не государственной власти. Практика такого уклада и есть содержание гражданского образования.
Важным фактором демократизации может стать реализация общественного стандарта — совокупности требований педагогических и родительских сообществ к проводимой государством образовательной политике и добровольно взятых инициативных обязательств по их собственному участию в инновационном развитии образования и реализации этой политики. Разработка общественного стандарта — культурный акт, необходимый для демократического развития страны. Он будет способствовать укреплению в ней позиций образования и становлению его приоритетов, поскольку именно образование как единство гуманного воспитание и инновационного обучения определяет качество человеческого капитала в стране. Общественный образовательный стандарт опирается на обобщенные (социологически обоснованные) характеристики позиций, потребностей, интересов, представлений детей и взрослых о содержании и формах образования. Такие позиции — условия заключения договора общественности и государства, которые берутся вместе обеспечивать высокий стандарт образования в каждой школе. В нынешней ситуации формирование общественного стандарта может стать одним из стимулов развития добровольных общественных структур, способных корректировать и дополнять те позиции госстандарта, которые не удовлетворяют педагогические и родительские сообщества.
Н.Б.Крылова
Литература: Демократия: государство и общество. Пособие для школ, лицеев и гимназий. — М., Институт педагогических систем, 1995.
Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
Демократическая школа: Права и нормы. № 1, 2005.
Демократическая школа: Уклад и экспертиза. № 2, 2005.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Основные аспекты демократизации сибирской школы на рубеже 80-90-х гг. XX в

Валиева Елена Николаевна
В статье рассматривается начальный период демократизации отечественной школы (1987-1996 гг.) на материалах Западной Сибири.
Читать PDF

Три модели демократизации Российской высшей школы: подготовительные отделения в системе высшего обра

Логунова Галина Викторовна
Статья посвящена обобщению опыта работы подготовительного отделения Иркутского государственного университета.