ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
одно из ведущих направлений развития профессионального образования, пронизывающее все его стороны; взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями всех рангов и педагогами, между педагогами и учащимися, студентами и между самими обучаемыми.
К основным относятся следующие принципы Д.п.о:
I. Принцип «равных возможностей». В демократическом обществе каждый гражданин должен иметь возможности получения образования – как общего, так и профессионального на любом доступном для него уровне.
Имеются в виду примерно равные возможности. Абсолютно равными они ни в одном обществе пока быть не могут. Они достигаются:
Во-первых, при введении образовательных стандартов. Требования на всех ступенях профессионального образования должны быть посильными для каждого, кто поступил на данную ступень образования, кто хочет продолжать учиться. То есть исключить отсев учащихся из профессиональных учебных заведений как массовое явление.
Во-вторых, при индивидуальной поддержке социальными службами особо нуждающихся семей с детьми и самой молодежи из таких семей, продолжающей образование – за счет выделения государственных стипендий, предоставления общежитий и т.п.
В частности, необходимо сохранение, а возможно, и усиление социальных функций призрения молодежи учреждениями начального профессионального образования, которые принимали и по-прежнему принимают всех желающих. Ведь это единственные учебные заведения, для поступления в которые не требуется сдачи вступительных экзаменов и которые дают общее и профессиональное образование тем подросткам, которых нельзя оставить без внимания.
В-третьих, в процессе дальнейшего развития элитарных профессиональных образовательных учреждений в смысле формирования профессиональной элиты общества. Под профессиональной элитой понимаются такие профессионалы, которые задают в обществе образцы, высшие уровни профессиональной деятельности. Создание в обществе благоприятных условий для воспитания и деятельности профессиональной элиты выступает фактором его собственной динамики.
В-четвертых, при создание особых условий для тех, кто не может учиться в обычных условиях, т.е. обучение инвалидов.
II. Принцип многообразия профессиональных образовательных систем – это их многоукладность, альтернативность, вариативность, многообразие образовательных программ, содержания, форм и методов обучения, дифференциация и индивидуализация профессионального образования.
III. Принцип сотрудничества – это установление в образовательном учреждении взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности педагога и учащегося, студента, слушателя. Это новые деловые контакты обучаемого и педагога, совместная постановка задач, совместный анализ процесса их решения и достигнутых результатов.Это создание в профессиональных учебных заведениях непринужденной, творческой, демократической атмосферы.
IV. Принцип открытости – преодоление замкнутого (идеологического, экономического, педагогического и т.п.), корпоративного, ведомственного строя и духа профессиональных учебных заведений.
Открытость – это внутреннее раскрепощение от догм, открытость по отношению к различным философским, экономическим, педагогическим и т.д. течениям.
Открытость – это активные партнерские связи образовательных учреждений с общественностью, различными общественными институтами, с предприятиями и организациями, с разными государственными ведомствами (службами занятости населения, социальной защитой и т.д.), а также с другими учебными заведениями.
Открытость – это и отчетность профессиональных учебных заведений перед общественностью, возможность и доступность контроля с ее стороны, привлечение общественности в состав советов учебных заведений.
Открытость – это деловые, научные и другие связи с профессиональными образовательными учреждениями других регионов России, а также с зарубежными коллегами, зарубежные стажировки и программы обмена преподавателями и студентами.
Открытость – это предоставление учащимся, студентам, слушателям права и возможности перейти в любые другие учебные заведения, одновременно учиться в двух или нескольких профессиональных учебных заведениях, посещать занятия в разных учебных заведениях.
Наконец, открытость – это переход профессиональных образовательных учреждений на рыночные отношения, возникновение и нарастающее обострение конкурентной борьбы между учебными заведениями.
V. Принцип регионализации профессионального образования,охватывающий целый ряд аспектов деятельности профессиональных учебных заведений в новых социально- экономических условиях.
Во-первых, это регионализация содержания профессионального образования: вводимые или подготавливаемые стандарты профессионального образования всех уровней предусматривают национально-региональные компоненты содержания.
Во-вторых, это переход от ведомственной ориентации профессиональных учебных заведений к региональной ориентации. Если раньше большинство профтехучилищ, многие техникумы и вузы создавались при крупных предприятиях или группах предприятий одной отрасли, расположенных в одном городе, области и обеспечивали их квалифицированными кадрами сравнительно узкого круга специальностей, то сейчас ситуация меняется и происходит переход от узкоспециализированного отраслевого профиля подготовки учащихся к широкому спектру всех специальностей, необходимых регионам.
В-третьих, регионализация профессионального образования – это и дальнейшее усиление культурообразующих функций профессиональных учебных заведений в своих регионах, в частности, за счет осуществления самых разнообразных образовательных программ для местного населения, причем не только профессиональных – обучения иностранным языкам, вождению автомобиля, ремеслам для занятий на досуге, предоставление своей спортивной, культурной базы для пользования жителям окрестных районов, просветительской деятельности среди местного населения и т.д. Кроме того, развитие экономических и социальных структур будет все больше требовать научного обеспечения
– в первую очередь в прикладных региональных экономических и социологических исследованиях, а поскольку для многих регионов профессиональные учебные заведения являются единственными организациями, имеющими научные кадры, то вузы, а вслед за ними колледжи и лицеи в связи с усилением их научного кадрового потенциала будут все больше выполнять функции региональных научных центров.VI. Принцип общественно-государственного управления – обеспечение гласности управления и передача части функций управления образованием на всех уровнях общественности или под контроль общественности. Это, в частности:
– обеспечение гласности, «прозрачности» образовательных бюджетов на всех уровнях; муниципальном, региональном, федеральном; организация на тех же уровнях распределения бюджетных средств образовательным учреждениям на конкурсной основе общественными советами по профессиональному образованию;
– воссоздание при профессиональных образовательных учреждениях попечительских советов из представителей общественности являющихся высшим органом управления учебным заведением;
– создание независимых от администрации образовательных учреждений и органов управления образованием профессиональных союзов педагогов;
– создание предусмотренной законом РФ независимой государственной аттестационной службы, а также организация системы добровольной экспертизы и аккредитации учебных заведений различными профессиональными обществами, ассоциациями, академиями и т.д.
VII. Принцип самоорганизации учебной деятельности студентов. В новых социально- экономических условиях отношение учащихся, студентов, слушателей к учебе принципиально меняется.
В рыночной экономике знания, квалификация становятся капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации обучаемых к учению – они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа учащегося, студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс преображается: позиция «преподаватель впереди» меняется на позицию «ученики впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в малых группах и командах, игровых форм и т.д. При этом во многих странах учебная нагрузка студентов университетов уже снижена до 12–15 учебных часов в неделю, учащихся колледжей и профессиональных школ – не более 20 ч.
Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и в России.
Направление специфическое для профучилищ, техникумов, лицеев и колледжей – это переход, в основном, с урочной формы организации учебных занятий на лекционно- семинарские формы.
Таким образом, основная тенденция реализации принципа самоорганизации заключается в смещении акцентов учебно-воспитательного процесса на самостоятельную работу учащихся, студентов, слушателей.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.