Демократия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Демократия
принцип организации коллект. деят-ти, при котором обеспе-чивается активное, равноправное участие в ней всех членов кол-ва.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Демократия
в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие, плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Демократия основана на принципах разделения властей, существовании институтов гражданского общества, правового государства. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм [24, с. 363].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ДЕМОКРАТИЯ
(гр. demokratia от demos – народ, kratos – власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Демократия
гр. – власть народа) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на формировании власти, выработке и принятии властных решений путем организации народного волеизъявления, на признании народа в качестве источника и средства власти. Демократизация предоставляет всем гражданам государства равные права, устанавливает верховенство законов и соблюдение прав и свобод граждан. В демократическом государстве развивается общественное самоуправление, выборность лиц в органы власти, система голосования при принятии решений на основе мнений большинства, свободы слова, собраний, печати, вероисповедания. Демократия – это свобода человеческого духа и сознания от тоталитарного контроля. На современном этапе развития человеческого общества демократия является наиболее прогрессивной формой государственного устройства. В самом широком смысле демократия есть равенство всех перед единым Законом Божиим. Перед этим Законом и президент, и нищий равны, как равна их ответственность за его выполнение. На основе общих принципов демократии и этим духовным его пониманием должна развиваться система управления образованием и образовательным учреждением, когда они из чисто государственных становятся истинно государственно-общественными (и общественно-государственными).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕМОКРАТИЯ
народовластие. Форма общественно-политического устройства, основанного на принципах равенства и свободы граждан, на их широком участии в разработке и принятии решений, затрагивающих их жизненные интересы. В теории принято различать три исторически сменяющие друг друга вида народовластия: а) парламентская или представительская демократия – народ осуществляет свои властные функции через выбранных на основе всеобщего избирательного права постоянных представителей, делегируя им властные полномочия и доверяя защиту своих интересов на срок действия выборного органа; б) делегатская система – территориальная или иная социальная общность уполномочивает через механизм голосования лицо или группу лиц принять участие в каком-то более широком форуме, где обсуждается и принимается решение по определенному вопросу, касающемуся общего интереса всех ее членов; делегируемые могут выражать только мнение своих избирателей, после завершения работы форума их полномочия выступать от имени общности прекращаются; в) непосредственная или прямая демократия – народ сам принимает и реализует решения, затрагивающие его коренные интересы через участие в широких обсуждениях, референдумах, массовых действиях.Последний тип демократии принято считать наиболее совершенным, однако механизм его воплощения в жизнь пока что не вполне ясен.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
154.12 кб

"творческая демократия": к осмыслению политико-философского кредо Джона Дьюи

Сытин Андрей Георгиевич
Читать PDF
244.47 кб

Л. Рабелло де Кастро. Дети - демократия и эмансипация

И.Г.
Читать PDF
228.38 кб

Образование и демократия: сотрудничество или конфликт? Рецензия на книгу: Дельбанко Э. Колледж. Каки

Любжин Алексей Игоревич
Рецензент полагает, чтопредставленный Э. Дельбанко анализвызовов, порожденных демократиза-цией доступа к высшему образова-нию в Америке, представляет боль-шой интерес для читателей в России.
Читать PDF
223.79 кб

Сто лет демократизации российского инженерного образования: истоки и итоги

Лукьяненко Михаил Васильевич, Полежаев Олег Анатольевич, Чурляева Наталья Петровна
Кратко рассматриваются 4 этапа развития отечественного инженерного образования: царский (до 1917 г.); большевистский (1917 – примерно 1940-е гг.); послевоенный советский (примерно 1950-е гг. – 1991 г.
Читать PDF
220.78 кб

Управление чешским образованием в условиях демократизации обшества

Долгая О. И.
В статье рассматриваются изменения в системе управления образованием в Чешской Республике, произошедшие в результате глубоких реформ в области образования в конце ХХ начале ХХ I вв.
Читать PDF
3.23 мб

Особенности процесса демократизации образования в России в первой половине xix в

Калачев Антон Витальевич
Читать PDF
240.60 кб

Пути демократизации образования в Германии и Швеции

Галковски Анджей
В начале текста приводятся основные дефиниции, касающиеся обсуждаемых вопросов. В этой части работы находим определения, относящиеся как к демократизации, так и к политике обучения.
Читать PDF
117.25 кб

Создание единого образовательного пространства как элемент демократизации образования

Каниметов Жангороз Каниметович
Читать PDF
65.71 кб

Ученические библиотеки как фактор демократизациии образования в Российской империи

Калачев Антон Витальевич
Читать PDF
2.76 мб

Демократизм высшей школы: вчера и сегодня

Л. Г. Свинцова
Читать PDF
212.74 кб

Юридическое образование в высших учебных заведениях Украины: идеи гуманизации и демократизации

Е.В. Фатхутдинова
В статье рассматриваются идеи гуманизации и демократизации юридического образования в высших учебных заведениях Украины.
Читать PDF
145.02 кб

Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национ

Стымковский Владимир Иванович, Шевченко Наталья Ивановна
Рассмотрены основы модернизации образования в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), сущность и назначение действия принципов демократизации и толерантности в образовании, включая дополнительное профессиональное образов
Читать PDF
1.88 мб

Учимся демократии (из опыта работы ученого совета исторического факультета)

В. И. Захаров
Читать PDF
399.99 кб

Противоречия в классе: демократическая сила дискуссии

Ланин Б. А.
Рецензия на книгу Дианы E. Хесс (Hess, Diana E.) «Controversy in the Classroom. The Democratic Power of Discussion. Routledge, 2009. 197 pp»
Читать PDF
121.75 кб

Развитие непрерывного образования и демократические процессы в Швеции

Полякова Яна Викторовна

Похожие термины:

  • Школьная демократия

    это принцип выбора идей, ценностей, целей, методов проживания педагогами и учащимися школьной жизни посредством их взаимодействия, взаимного согласия и общего принятия решений. демократическая ш
  • Образование взрослых и демократия

    актуальная социальнополитическая и исследовательская проблема, требующая теоретического осмысления и практического разрешения по трем основным аспектам: а) право на образование в любом возраст
  • Принцип демократизации

    идеи о предоставлении учащимся и педагогам процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
  • Демократизация

    обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой
  • Демократизация образования

    расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием.
  • Демократизация образовательного учреждения

    процесс развития и укрепления демократических основ содержания и организации его деятельности.
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ

    тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление, предполагающее активное и инициативное включение в этот процесс всех субъектов управления.
  • ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ

    готовность к обсуждению вариантов, поиску компромиссов, совместных решений, простота и доступность в общении, несмотря на более высокий статус человека по сравнению с окружающими.
  • Демократизация воспитательных отношений

    педагогический принцип, способствующий представлению учебным заведениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для осуществления педагогического процесса
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    одно из ведущих направлений развития профессионального образования, пронизывающее все его стороны; взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государст
  • Демократизм

    нравственно-этическое качество личности, выражающееся в умении мыслить и поступать в согласии и на основе мнений окружающих или работающих вместе людей. Демократизм – это восприятие себя как час
  • КОНЦЕПЦИЯ ПАРИТЕТНОЙ ДЕМОКРАТИИ

    (Conception of parity democracy) была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Ей было уделено особое внимание
  • Школа демократическая

    школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуал
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    предполагающий единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.
  • Демократический государственно-общественный характер управления образованием

    принцип государственной политики в области образования, означающий включение в процесс управления системой образования представителей общества. Данный принцип развивается в нормах законодател
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    (коллективный, коллегиальный) - наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на учет потребности ребенка в положительных эмоциях и притязаний на признание; при общей доброжелательности исп
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ

    со-организация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая отвечает целям гуманного воспитания, пронизана добротой, пониманием, уважением к мнению младшего; обеспечивает равноправи
  • ЛИДЕРСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    лидер, согласующий свою деятельность с членами группы, обсуждает с ними принимаемые решения, равномерно распределяет права, обязанности и ответственность между членами группы, которые в равной м