ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ

Найдено 1 определение
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ
со-организация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая отвечает целям гуманного воспитания, пронизана добротой, пониманием, уважением к мнению младшего; обеспечивает равноправие, выбор, сотрудничество и тем самым задает атмосферу всей жизнедеятельности. Уклад школьной жизни — важный фактор образования. Школа должна быть устроена так, чтобы вся ее жизнь формировала у детей опыт ненасилия и нормального, демократического поведения. Для этого в школе нужно создавать действующую модель такого сообщества, в котором можно было бы приобретать опыт демократии.
Уклад — опыт выбора. Прежде всего, нужны условия, которые ставят ребенка перед необходимостью сделать выбор, в том числе учебных предметов, мастерских, проектов, темпа изучения, способов оценивания и т.п., становления умения обосновать и доказать свой выбор.
Уклад — опыт создания правовых норм, он необходим не для того, чтобы готовить будущих юристов или законодателей. Важен опыт участия в подготовке норм жизни — своей и школьного сообщества. Важно само участие ребят в обсуждении того или иного проекта закона школьной жизни и принятии его демократическим путем. Это формирует не только опыт создания определенных норм, но и активного действия по реализации принятых норм, опыт ставить себе пределы. Для воспитания гражданственности это важнее, чем просто знание правовых норм.
Уклад — опыт управления школой. Такой опыт нужен для развития органов самоуправления в школах, для становления демократического сознания и участия буквально каждого в управлении. Однако нельзя создавать органы управления отдельно для детского коллектива, отдельно для педагогов. Это должны быть органы со-управления. Такое совместное управление формирует активность, дети на равных правах с взрослыми могут обсуждать вопросы и проблемы, предлагать и принимать решения. В результате приобретается опыт со-управления на основе демократических процедур избрания и реальной передачи полномочий, прав и обязанностей такому органу.
Уклад — опыт разрешения конфликтов и защиты прав человека. Детям нужно научиться преодолевать традицию противостояния, надо накапливать с детства опыт разрешения конфликтов правовым путем, на основе тех норм, которые коллектив создал, используя разные органы самоуправления (в частности, Совет справедливых, Суд чести и т.п., избранные всеми, кто принадлежит к школьному сообществу). Должны быть сообща разработаны положения о таком органе разрешения конфликтов, исчерпывающий перечень поступков, который школьный закон рассматривает как покушение на честь и достоинство, права и свободы личности. Перечень в каждой школе может быть свой, его можно периодически изменять и дополнять, но на каждый конкретный момент он должен быть исчерпывающим. Главное — общее обсуждение и принятие всеми перечня действий, затрагивающих достоинство. Это — та образовательная ситуация, которая не только дает опыт законотворчества, но и формирует понимание достоинства и чести.
Демократизм Суда проявляется в порядке его избрания. Каждый может выдвигаться в члены такого суда, но путем прямого, равного и тайного голосования избираются те, за кого проголосовало большинство. В состав Суда могут входить и взрослые, и дети, но детей должно быть хотя бы на одного человека больше. Важно, чтобы такой правозащитный орган не становился дубиной в руках педагогов и был подлинно независим не только от учителей, но и от всех органов коллектива. Решение суда может быть обжаловано только на общем собрании, а не в кабинете директора или завуча или на Совете школы. Независимость правозащитного органа в школе закладывает убеждение граждан страны в необходимости обеспечивать независимость судов всех уровней.
При развитом внутришкольном законодательстве важную роль в правовом пространстве школы может играть школьная юридическая консультация. В работе, как школьного суда, так и юридической консультации нужно стремиться не к наказанию виновного, а к разрешению конфликта, компромиссу спорящих и их примирению. Вслед за Я.Корчаком скажем: лучшее юридическое решение после справедливого разбирательства — это решение о прощении.
Уклад — совместное проектирование школы как действующей модели гражданского общества, основанного не на насилии, а на праве и законе. Вслед за принятым всеми Законом о защите чести и достоинства личности можно предусмотреть работу над другими нормами, регулирующими школьную жизнь. Можно выделить несколько общих принципов:
– законы (правила, нормы) должны исходить из реалий собственной жизни школы;
– законы действуют и для детей, и для взрослых;
– нельзя превращать законы в свод наказаний за незначительные деяния (в демократических обществах законы определяют то, что нельзя делать, остальные действия граждане совершают по своей воле и потребностям).
В условиях школы можно и нужно создавать ситуации, когда в подготовке, обсуждении и принятии законов участвует большинство членов школьного сообщества. Особенность школы — в постоянном изменении состава. Приходят новые ученики, взрослеют те, кто в силу возраста не участвовал прежде в законотворчестве, а чувство причастности к созданию норм и правил общей жизни должно быть присуще всем. Регулярное обсуждение уже принятых законов, внесение в них изменений и дополнений не только ведет к совершенству самого закона, но и рождает ощущение своего авторства.
Детско-взрослые органы со-управления — главное отличие демократического уклада. Важно создать такие органы управления сообществом, которые бы признавались и детьми, и взрослыми как полномочные и референтные для всех. Это вовсе не исключает наличия каких-либо объединений взрослых (педагогический совет, проблемные группы, методобъединения и т.п.) и учащихся (клубы, секции, научные общества). Эти объединения, автономные в реализации своих целей, должны подчиняться общим правилам и признавать власть и роль органов коллектива, избранных всеми.
Если школа видит свою важнейшую роль как института гражданского общества, то школьный Совет с обширными функциями — один из важных его элементов. Он обеспечивает соблюдение прав человека и организует опыт демократического поведения. Следует соблюдать принцип: сначала деятельность, потом орган управления. Это поможет избежать имитации деятельности и привычки командовать. Значимый принцип со-управления — регулярное переизбрание.
Общее собрание (сбор) коллектива укрепляет демократический уклад. В условиях школы, создающей действующую модель демократического общества, следует обеспечить каждому возможность ощущать непосредственную причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека. Возможны, по крайней мере, три варианта высшего органа коллектива: общее собрание всех членов школьного коллектива, начиная с 6–7-го класса; конференция представителей классных коллективов; школьный парламент (Совет школы), избираемый путем прямого и равного голосования.
При всем равенстве прав взрослых и детей нельзя допускать, чтобы большинство выступающих были взрослые. Не следует превращать собрания в подобие педсовета, когда говорят учителя, а дети лишь присутствуют при этом. В некоторых коллективах существует правило: взрослые выступают через 2–3 выступления ребят.
Значимым представляется и опыт отношений между большинством и меньшинством, приобретаемый на таких собраниях. При подлинной демократии права меньшинства не приносятся в жертву голосующему большинству. Задача большинства — обеспечить уважение к мнению тех, кого меньше. Демократия — это учет интересов меньшинства.
Опыт демократического уклада школьной жизни формируется постепенно в деятельности детей и взрослых. В Меморандуме «Актуальные задачи гражданского образования России», принятом на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования России» (Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2002г.), отмечается, что основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
- Организация учебного процесса на демократических началах;
- Организация учебного заведения как системы
взаимопроникающих образовательных пространств; - Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и
правил общей жизни (локального законодательства); - Открытость принимаемых решений;
- Наличие выборных органов управления с включением в них
как педагогов, так и учащихся и их родителей; - Наличие социально-трудовой практики (в том числе направленной на решение проблем местного сообщества) как обязательного элемента образовательного пространства; - Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Демократизация школьной жизни сегодня — это не игры, в которые взрослые играют с детьми, а поиск реального ответа на те проблемы, которые ставит перед школьным образованием современная жизнь.
А.Н.Тубельский
Литература:
Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. — М, Педагогическое общество РФ, 2001 Демократическая школа: уклад и экспертиза. № 2, 2005.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005