Демагогия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕМАГОГИЯ
использование лживых обещаний, преднамеренного извращения фактов, лести для достижения той или иной цели, завоевание доверия для создания популярности; прием, характерный для авторитарных отношений между педагогом и учащимися.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДЕМАГОГИЯ
(гр. demagogia от demos – народ, ago – веду) – 1) Использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов для достижения той или иной цели, например для создания популярности, победы на выборах и т. п. 2) Высокопарные рассуждения, пустая болтовня, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Демагогия
гр. – вести народ) – способ агитации или доказательства своей правоты, состоящий в сознательном искажении фактов, нарушении логики, подмене понятий, ложных выводах, в использовании лживых обещаний, заискивающей лести, и высокопарных слов. Демагогия рассчитана на людей эмоциональных, поддающихся массовому настроению. В ходе бесед, дискуссий, на митингах и в ходе выборных компаний демагогия используется для достижения корыстных целей – достичь популярности, привлечь на свою сторону, ввести в заблуждение, дезавуировать информацию и т.п. Увидеть и разоблачить демагогию может лишь грамотный и честный человек. Малограмотный, неискушенный в публичных баталиях, ее понимает интуитивно, «внутренним чутьем».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕМАГОГИЯ
греч. demagogia, от de-mos — народ и ago — веду), характеристика рассуждения, аргументации, апеллирующих к общим принципам, за к-рыми скрывается подлинная суть дела, некомпетентность, голословность. Д. наиболее часто проявляется в полит. и обществ. деятельности и, как правчло, принимает форму камуфлирования лжи, извращения фактов, тенденциозности их отбора, морализаторства. Демагог часто спекулирует на интересах групп людей, апеллирует к низменным побуждениям и предрассудкам, выдвигает безответственные идеи и программы, одновременно использует клевету против тех, кто практически действует в интересах др. людей. В подростковом и юношеском возрасте Д. может возникнуть спонтанно, вследствие неопытности, неумения разграничивать частное и общее, возможное и желаемое. В дальнейшем Д. формируется под влиянием нек-рых социальных групп, педагогов, родителей, к-рым присущи демагогич. приемы, и в ряде случаев Д. становится постоянной чертой поведения. Иногда люди стремятся с помощью Д. привлечь к себе внимание и симпатию, приобрести популярность, осуществить эгоистич. личные или корпоративные интересы. В целом Д. характерна для административно-командной системы управления, авторитарного стиля воспитания. Преодолению и предупреждению Д. как явления в обществе и как способа поведения, свойственного конкретной личности, способствует гуманизация общества и системы воспитания в нем.
Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДЕМАГОГИЯ
вид речевого воздействия, основанный на использовании бездоказательной и/или преднамеренно искажённой информации, как правило, в манипулятивных целях. Как сказал А. Круглов, «демагогия — такая неправда, которую труднее опровергать, чем сочинить и доказывать, потому что для этого надо сначала воспитать тех, кого ею морочат» (цит. по кн. [Щербатых 2002: 595]).
Для Д. характерно употребление различного рода уловок (см. Уловки речевые), а также таких языковых и речевых средств (высокой лексики; слов с расплывчатым, но эмоцио-нально-нагруженным значением; оценочных слов и выражений и т.д.), которые, воздействуя на эмоции и чувства адресата, отвлекают его внимание от недостающей информации и не позволяют её критически воспринимать. Иллюзию информационной насыщенности речи при демагогии создают речевые штампы, банальные фразы и выражения. Демагог конкретной лексике предпочитает абстрактную, вместо точных данных использует неопределённые слова и выражения, субъективное мнение подаёт в форме категорического суждения, что в совокупности позволяет навязать адресату одностороннее осмысление или оценку предмета обсуждения. Напр.:
Страна подсела на патриотизм, как на наркотическую иглу. Любой политик перед тем, как соврать клянётся в своём патриотизме. <...>
Патриотизм не имеет смысла!
Если, кто очень хочет показать свою безумную любовь к чему-нибудь, пусть запирается в ванной и демонстрирует. Заниматься любовью на виду — это эксгибиционизм, это безнравственно и аморально. Публичная любовь к вождям, к власти в стране — не менее аморальна.
<...> Если нам в качестве национальной идеи подсовывают патриотическую фальшивку, значит, это кому-нибудь очень нужно, значит, кто-то пытается скрыть свою выгоду и выгоду, мягко говоря, не совсем честную и законную. Вопрос только в том, согласны ли мы проглотить эту наживку, не совсем ли у нас размякли мозги от патриотической трескотни, хотим ли мы сами наесться национальной ложью и быть готовыми поедать любое дерьмо, лишь бы только оно подавалось под патриотическим соусом? Осталось только выбрать: здоровы ли Вы или эпидемия патриотического безумия успела въесться в Ваши мозги, и они не воспринимают ничего, кроме сладостного елея, льющегося из телеящика, и криков воров о том, как они любят свою Родину?
Честный человек не может быть патриотом, потому что честь не совместима с патриотической показухой. Умный человек никогда не станет патриотом, т.к. реально воспринимать патриотические лозунги — это удел глупцов, готовых обманывать самих себя.
Уважающие себя люди не купятся на патриотический обман, у них есть своё мнение, и им не нужно подменять его официозной пропагандой (С. Маркелов. Патриотизм как диагноз // 1Шр: 19jan.ru/patriotizm-kak-diagnoz-stanislav-markelov.html).
В приведенном тексте используются следующие демагогические приёмы:
— проведение необоснованных аналогий между чувством патриотизма и общественно осуждаемыми явлениями (наркотическим опьянением и эксгибиционизмом);
— необоснованные обобщения, имеющие характер утверждений (любой, кто говорит о своем патриотизме, врёт);
— подмена понятий (любовь как высокое нравственное чувство подменяется любовью как физическим контактом; патриотизм как любовь к Родине подменяется любовью к власти);
— установление ложных причинно-следственных отношений (в частности, из выдвижения в качестве национальной идеи патриотического воспитания не следует сокрытия выгоды; суждение о несовместимости чести с патриотизмом является ложной посылкой, из которой не следует утверждение о том, что честный человек не может быть патриотом и т.д.);
— приём «подмазывания аргумента» (Уважающие себя люди не купятся на патриотический обман...);
— формулировка вопросов, содержащих логически неоднородный ряд («выбор без выбора»: здоровы ли Вы или эпидемия патриотического безумия успела въесться в Ваши мозги...) и наводящих адресата на нужный автору текста ответ;
— использование «операторов неопределённости»: неопределённого имени (кто-то пытается скрыть) и предложений без наименования субъекта действия (Если нам в качестве национальной идеи подсовывают патриотическую фальшивку...; как они любят);
— замена стилистически нейтральных слов и выражений негативно-оценочными (подсела, соврать, подсовывают, наживку, дерьмо и мн.др.), в т.ч. в сочетании с прилагательным «патриотический» (патриотическую фальшивку, патриотической трескотни, патриотическим соусом, патриотического безумия) — так называемый «нагруженный язык».
Д. противоречит нормам риторической этики и общественной морали.
«Демагогия является мощным оружием в руках тех, кто имеет власть и кто к ней стремится. Её берут на вооружение различные силы, заинтересованные в поддержке масс. Среди политических демагогов встречаются люди, которые свято верят в свою правоту. Но суть от этого, — пишет Н.А. Баранов, — не меняется: искреннее заблуждение одного способно ввести в заблуждение многих» [Баранов 2005].
Классическими образами демагогов в художественной литературе можно считать Фому Опискина, Петра Верховенского, Фёдора Павловича Карамазова у Ф.М. Достоевского, Павла Ивановича Чичикова у Н.В. Гоголя, Остапа Бендера у И.Ильфа и Е. Петрова. Знание художественных текстов, умение их анализировать и извлекать из этого анализа выводы являются одним из способов формирования навыков противостояния Д. и манипуляции.
Лит.: Баранов Н.А. Популизм и демагогия // Человек, культура, общество: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 2005. Вып. 3; Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Приёмы языковой демагогии. Апелляция к реальности как демагогический приём // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997; Каценеленбаум Б. Демагогия: опыт классификации // Наука и жизнь. 1989. № 9; Комарова Е.А. Стратегия и тактика демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф.М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы»): КД. СПб., 2005; Нестеренко Ю.Л. Демагогия. Классификация демагогических приёмов с примерами и советами по противодействию. URL: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/demagog.htm; Николаева Т.М. «Лингвистическая демагогия» // Прагматика и проблемы интенсиональности: сборник научных трудов. М.,1988; Федосюк М.Ю. Выявление приёмов «демагогической риторики» как компонент полемического искусства // Риторика в развитии человека и общества: тезисы научно-практич. конференции (13-18 января 1992 г.). Пермь, 1992; Шарифуллин Б.Я. Языковая экспансия, языковая агрессия и языковая демагогия // Проблемы развития речевой культуры педагога: материалы регионального научно-практического семинара (28-29 ноября 1997). Томск, 1997; Щербатых Ю.В. Искусство спора. Популярная энциклопедия. М., 2002.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено книг по теме — 1