ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО

Найдено 1 определение
ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО
или СЛУЖЕБНОЕ ПИСЬМО, многофункциональный справочно-информационный документ, обеспечивающий связи предприятия (организации) с другими организациями, а также с физическими лицами. Д. п. относится к наиболее распространённым и (с учётом количества пользователей) массовым жанрам современной деловой коммуникации.
В документоведении на настоящий момент отсутствует общепринятая классификация служебной корреспонденции. Нередко авторы ограничиваются развёрнутыми списками-перечнями существующих разновидностей Д.п. (см., напр. [Веселов 1993; Стенюков 1996]).
Так, М.В. Стенюков выделяет следующие виды Д.п.: инструкционные, гарантийные, информационные, рекламные, коммерческие, рекламационные, сопроводительные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приглашения, письма-ответы и др. [Стенюков 1996: 49-50].
М.В. Колтунова систематизирует служебную корреспонденцию по нескольким основаниям. 1) По тематическому признаку противопоставляются письма коммерческие и деловые. Коммерческие письма связаны с заключением и выполнением коммерческих сделок от имени юридических лиц. Деловые письма решают организационные, правовые, экономические проблемы корреспондентов; 2) По функциональному признаку различаются инициативные Д.п. и письма-ответы. Обязательного ответа требуют п.-запросы, п.-предложения, п.-рекламации, п.-просьбы и п.-обращения; 3. По признаку адресата противопоставляются Д.п. обычные и циркулярные. Циркулярные п. обычно рассылаются вышестоящими организациями в нижестоящие по нескольким адресам; 4) По форме отправления Д.п. делятся на обычные, электронные и факсовые; 5. По структурным особенностям различаются Д.п. регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные) [Колтунова 1998: 6—7].
Д.п. обычно оформляются на бланках организации и включают следующий набор реквизитов: 1) эмблема или логотип организации (предприятия); 2) код организации (по классификатору); 3) код документа; 4) наименование организации (полное и сокращённое); 5) почтовый и телеграфный адрес; 6) номер телефона; 7) номер факса; 8) номер банковского счета; 9) дата; 10) индекс документа; 11) ссылка на индекс и дату входящего документа; 12) адресат; 13) заголовок к тексту; 14) текст; 15) отметка о наличии приложения; 16) подпись; 17) отметка о направлении копии в другие адреса; 18) фамилия и инициалы исполнителя. К обязательным реквизитам официального Д.п. относят: наименование организации (полное и сокращённое); её почтовый и телеграфный адрес; дата; индекс; заголовок; текст; подпись; сведения об исполнителе [Веселов 1993: 9].
Текст Д.п., как правило, состоит из вводной и основной частей. В первой части излагаются причины составления данного Д.п. Во второй части формулируется основная цель (предложение, просьба, гарантия, отказ и т.д.).
Современные Д.п. характеризуются высокой степенью стандартизации. Для каждого содержательного аспекта документа (передача сообщения, просьбы, благодарности, отказа, согласия выполнить что-л. и пр.) существуют свои устойчивые синтаксические модели (клише, стереотипы). Напр., выражение сообщения: Сообщаем Вам о том, что...; Ставим Вас в известность, что...; Примите, пожалуйста, к сведению..; Доводим до Вашего сведения, что...; выражение просьбы: Пожалуйста, сообщите...; Просим сообщить...; Просим выслать нам...; Просим не отказать в любезности выслать нам...; Мы будем благодарны, если Вы...; выражение благодарности: Благодарим Вас за большой вклад в...; Примите, пожалуйста, глубокую благодарность за...; Позвольте воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить Вас за...
В деловой переписке обязательно использование средств речевого этикета. Прежде всего это обращения в сочетании с этикетными прилагательными уважаемый, глубокоуважаемый (Напр.: Уважаемый Иван Петрович! Глубокоуважаемый Игорь Михайлович! Уважаемые господа! Уважаемые коллеги!); этикетные заключительные фразы типа: С наилучшими пожеланиями; С наилучшими пожеланиями и надеждой на сотрудничество; С наилучшими пожеланиями и дружеским приветом; Желаю Вам всяческих успехов... и т.п.
Приведём образец делового письма (документ обычно занимает 1 страницу формата А4):
АО «БАЙЯРД»
400010, Волгоград, ул. Порт-Саида, 18
Р/с 0123678 в Инкомбанке
Тел.(8442)33-45-11 Факс (8442) 33-71-77 05.04.04 №07-02-45
Директору АО «Оргтехника» г-ну Соловьёву В.Н. 131100, Москва, Тверская, 120
На № 02-08-15 от 20.03.04
О возобновлении поставок оргтехники
Глубокоуважаемый Валерий Николаевич!
Сообщаем Вам, что оплата партии оргтехники № 6 была произведена нашей фирмой 18.03.04. Для подтверждения факта оплаты направляем Вам копию платёжного поручения № 1321.
Мы рассчитываем на успешное развитие нашего сотрудничества в ближайшее время.
С уважением
Директор подпись А.Н. Колосов
АО «Оргтехника»
Дата 08.04.04
Вх. № 0000127
Современное развитие данного жанра в отечественном документоведении идёт в сторону сближения Д.п. с европейскими образцами и уменьшения степени стандартизации документа. Невысокая степень регламентированности, разнообразные отступления от канонов традиционного Д.п. особенно часто встречаются в электронных Д.п. [Колокольцева, Червинская 2001].
Лит.: Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М., 1993; Колокольцева Т.Н., Червинская О.В. Документы XXI века: электронное деловое письмо // Делопроизводство. Информационно-практический журнал. 2001. № 2; Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1998; Котий Г.А., Гюльмисаров В.Р. Образцы деловой переписки: практическое пособие. М., 1995; Настольная книга секретаря-референта. Контракты, деловая корреспонденция, документация на английском и русском языках. М, 1995; Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. М, 1996; Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру. М., 1997.
Т.Н. Колокольцева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
944.76 кб

О письменном деловом общении

Мамытканова Гульмира Нуркасымовна
Рассматривается понятие «деловое общение». Обосновывается важность подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения. Приводятся письменные виды делового общения.
Читать PDF
178.93 кб

Обучение письменным формам делового общения

Устинина Г. В.
В статье рассматривается проблема обучения деловому общению в ситуациях вхождения в сферу профессиональной деятельности, в ситуациях, связанных с трудоустройством и продолжением дальнейшего профессионального образования.
Читать PDF
235.15 кб

Модель обучения студентов навыкам деловой письменной речи

А. А. Савина, О. Г. Коларькова
В статье предложена модель обучения студентов навыкам деловой письменной речи.
Читать PDF
354.25 кб

К вопросу о траектории развития умений делового письма у студентов вуза

Никитина Е. Ю., Подорожко И. В.
Читать PDF
120.12 кб

Анализ сформированности навыков письменной деловой речи у студентов-юристов

Шестакова Антонина Юрьевна
Проведен анализ качеств письменной деловой речи. Исследованы навыки, необходимые для реализации данного вида речевой деятельности.
Читать PDF
306.50 кб

Подготовка будущих менеджеров к деловому письменному общению на английском языке

Сафонова Ольга Юрьевна
Читать PDF
273.28 кб

Подготовка будущих менеджеров к деловому письменному общению на английском языке

Сафонова Ольга Юрьевна
Читать PDF
84.98 кб

Электронный курс «Немецкое деловое письмо» в системе управления обучением Moodle

Чаленко Елена Сергеевна
Система управления электронными курсами Moodle способствует оптимизации обучения иностранному языку, в частности, в работе с немецкой деловой корреспонденцией.
Читать PDF
99.55 кб

Роль письменного делового общения в формировании конкурентоспособного специалиста

Колоницкая Ольга Леонидовна, Хруненкова Марина Леонидовна
Изложены основные теоретические и практические вопросы, а также даны рекомендации по формированию умений и навыков конкурентоспособных специалистов средствами иностранного языка в техническом вузе.
Читать PDF
150.61 кб

Особенности обучения иноязычной письменной деловой коммуникации студентов-менеджеров

Николаева Е. А.
В статье сформулированы основные требования к обучению студентов-менеджеров иноязычной письменной деловой коммуникации, представлены этапы формирования умений иноязычного документооборота как компонента профессиональной компетенци
Читать PDF
322.16 кб

О результатах апробации экспериментального курса «Международные стандарты делового письма»

Савина Анна Анатольевна
В статье рассматривается вопрос о необходимости преподавания делового письма. Данный предмет предлагается включать в качестве отдельного курса в программы для учреждений среднего профессионального образования правового профиля.
Читать PDF
239.71 кб

Деятельностно-практический компонент модели развития умений делового письма у студентов вуза

Подорожко И. В.
Читать PDF
356.54 кб

Инновационный подход к обучению межкультурной письменной деловой коммуникации будущих преподавателей

Казанцева Анжела Анатольевна
В статье обсуждается проблема обучения письменной межкультурной деловой коммуникации будущих преподавателей.
Читать PDF
376.55 кб

Инновационный подход к обучению межкультурной письменной деловой коммуникации будущих преподавателей

Казанцева Анжела Анатольевна
В статье обсуждается проблема обучения письменной межкультурной деловой коммуникации будущих преподавателей.
Читать PDF
125.25 кб

Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции в письменном деловом общении в электрон

Фрезе О. В., Гладкова О. К.
В статье представлена модель обучения студентов неязыкового вуза письменному деловому общению, осуществляемому в электронной среде.